ФОТО: digitalmoneyworld |
По мнению Зеллика, новая валютная система должна быть основана на доминировании не одной, а сразу нескольких валют, в числе которых доллар США, евро, японская иена, британский фунт и китайский юань (разумеется, при условии, что Пекин, наконец, отпустит его в свободное плавание). Но в такой системе также возможно использование золота как международного базового ориентира рыночных ожиданий относительно инфляции, дефляции и будущих курсов валют. Глава Всемирного банка напоминает, что этот драгоценный металл и сейчас используется как альтернативное средство для вложения денег.
Размышления руководителя уважаемого международного института выглядят вполне здраво, но на сегодняшний день немного утопически. Начать процесс стабилизации мировой финансовой архитектуры Зеллик предлагает с примирения США и Китая, которым следует договориться о взаимоприемлемой экономической политике, то есть ревальвации юаня и открытия американского рынка для китайских товаров. Другие крупнейшие мировые экономики должны пообещать друг другу отказаться от валютных интервенций своих Центробанков, за исключением редких случаев и то лишь с "благословения" остальных. А координацию курсов валют развивающихся стран можно осуществлять в рамках финансовой "двадцатки", полагает эксперт.
Увы, на данном этапе все это лишь разговоры в пользу бедных. Как бы бурно ни обсуждали экономисты возможность и даже насущную необходимость появления новой резервной валюты, очевидно, что реальной альтернативы доллару в ближайшее время не будет. И столь же очевидно, что США не имеют ни малейшего желания обеспечивать доллар золотом. Нынешняя система американцев вполне устраивает, что со всей откровенностью было продемонстрировано на минувшей неделе, когда ФРС включила печатный станок практически накануне очередного саммита G20, прекрасно понимая, какую негативную реакцию это вызовет у остальных участников "двадцатки".
Реакция последовала незамедлительно. Так, министр финансов Германии Вольфганг Шойбле заявил о том, что решение ФРС о вливании на рынок дополнительных $600 млрд противоречит общему курсу G20, а сама экономическая модель США переживает глубокий кризис. Подобным образом американцы не смогут решить свои проблемы, уверен Шойбле, но создадут проблемы для других стран. Также глава немецкого Минфина язвительно заметил, что продемонстрированная Штатами политика фактического обесценивания национальной валюты выглядит сомнительно на фоне претензий США к Китаю по поводу манипулирования курсом юаня. И вообще, принятое на саммите "двадцатки" в июне решение о сокращении бюджетных дефицитов должно быть общей политикой для всех государств, включая США, напомнил Шойбле, добавив, что Германия намерена поднять данный вопрос на следующем саммите G20.
О намерении обсудить на предстоящем саммите неподобающие поведение США завил и представитель Пекина. Заместитель министра финансов КНР Чжу Гуаньяо отметил, что решение ФРС может вызвать шок на развивающихся рынках, и выразил сомнение в том, что США понимают всю степень ответственности, которая возложена на них статусом эмитента мировой резервной валюты. Еще более жестко высказались китайские СМИ, по мнению которых действия американцев могут не только вызвать очередной виток валютных войн, но вообще привести к краху мировой финансовой системы.
На фоне подобных выступлений совсем безобидно выглядят высказывания по "американскому вопросу" помощника президента РФ Аркадия Дворковича. Он просто напомнил позицию России, которая настаивает на том, чтобы США координировали столь масштабные действия в области кредитно-денежной политике с другими ключевыми игроками глобальной экономики. Понимая, что кредитно-денежная политика является суверенным делом любой страны, помощник российского президента, тем не менее, считает необходимым своевременно предупреждать другие государства о подобных намерениях. "Если такого рода действия будут заранее известными и публичными, то это может во многом нивелировать эффект от таких действий", – пояснил Дворкович.