Снимок: Google Earth |
Вышеуказанные острова давно являются предметом территориального спора между Китаем и Японией. В последнее время отношения КНР с Западом и примкнувшей к нему Японией серьезно ухудшились. И тут Поднебесная использовала неведомый доселе рычаг влияния: сократила экспорт редкоземельных металлов. Мировая высокотехнологичная промышленность пребывает в шоке.
Редкоземельными называются 17 металлов, встречающихся в природе относительно редко и требующих очень больших капитальных затрат на добычу (порядка $40 тыс. на тонну). Они используются в радиотехнике, высокотехнологичном машиностроении, оборонной промышленности и прочих передовых отраслях. Без них, например, не было бы у нас ни проигрывателей iPod, ни гибридов Toyota Prius, ни литиево-ионных аккумуляторов. А мобильный телефон был бы размером с чемодан.
Китай, давно воспринимающийся всеми как импортер и переработчик сырья, кое-каким сырьем и сам очень богат. На его долю приходится почти 40% разведанных в мире запасов редкоземельных металлов. Это крупнейшая доля, но она, по идее, не обеспечивает Поднебесной монопольного положения на рынке. Приличные запасы РЗМ есть в Австралии, США, некоторых странах Центральной и Южной Азии, а также в России. Почему же тогда такую панику вызвали введенные Пекином квоты на экспорт РЗМ? Дело в том, что в предшествующие годы корпорации сосредоточились на добыче этого сырья исключительно в Китае, законсервировав рудники в других странах. Причина все та же: в КНР любая деятельность (в том числе и добыча полезных ископаемых) обходится дешевле. Из-за этого и получился очень серьезный дисбаланс: на сегодняшний день 97% редкоземельных металлов поступает на мировой рынок из Китая. Грех было Пекину не воспользоваться такой ситуацией.
Итак, минувшим летом Китай вдвое сократил квоты на экспорт РЗМ и на четверть – мощности по их добыче. Более 40 наименований соединений РЗМ были включены в список товаров, экспорт которых запрещен. Эксперты говорят, что объем экспорта этого сырья снизится во второй половине 2010 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого на 72%. В сентябре Пекин более чем на месяц полностью приостановил вывоз РЗМ. За последние месяцы цены на большинство редкоземельных металлов выросли в несколько раз, некоторых металлов стало физически не хватать. В конце октября на Сырьевой конференции в Берлине представители высокотехнологичной промышленности Германии жаловались, что речь идет уже не только о сохранении конкурентоспособности, но о выживании ряда компаний.
Не хватает, в частности, лантана и металлов его группы – лантаноидов, в первую очередь, неодима и диспрозия. Они, кстати, и дорожают быстрее других. По мнению представителей металлургической отрасли, эти элементы и их соединения будут дорожать и впредь, на 15% – 20% в год. Именно они активнее всего используются в радиоэлектронике. Например, оксид неодима применяется в качестве диэлектрика со сверхмалым коэффициентом расширения в жестких дисках ноутбуков и плееров. Его цена выросла с начала года в четыре раза: с $20 до $80 за килограмм. Лантаноиды используются также для производства постоянных магнитов, которые являются основным элементом в наушниках и динамиках, позволяя делать все звуковоспроизводящие устройства очень компактными. Кроме того, в семь раз за полгода подорожал оксид церия, который используется при производстве полупроводников. Дорожают также металлы, без которых не обходится производство электрических и гибридных моторов для автомобилей. Учитывая бурный рост в этих сегментах автопрома, можно ожидать дальнейшего роста цен на соответствующие РЗМ и их дефицит.
Похоже, Пекин ограничил экспорт редкоземельных металлов всерьез и надолго: он не намерен поддаваться давлению Запада и уступать в этом вопросе (это показали недавние саммиты G20 и АТЭС). Это особенно неприятно, учитывая тот факт, что потребности мировой промышленности в РЗМ год от года растут, поскольку растет производство электроники, радиотехники и гибридных автомобилей. По прогнозам отраслевых экспертов, к 2015 г. мировой уровень потребления редкоземельных металлов вырастет вдвое: с нынешних 125 до 225 тыс. тонн.
В этой связи крупнейшие международные добывающие корпорации – Molycorp, Lynas, Glencore International AG, Stans Energy Corp., Greenland Minerals & Energy Ltd. – кинулись возобновлять работу на рудниках за пределами Китая и осваивать новые месторождения. Однако дело это не скорое. Эксперты ожидают, что рынок РЗМ будет более-менее насыщен сырьем некитайского происхождения только лет через пять. До тех пор можно ожидать внезапных скачков цен в различных сегментах рынка электронных и радиотехнических товаров, а также электрических и гибридных автомобилей.