ФОТО: ИТАР-ТАСС |
Об этом сообщил глава Российского космического агентства Анатолий Перминов в интервью газете "Известия". При этом он предположил, что причины аварии могут быть определены в течение ближайших двух недель. "Поставлена задача в декабре найти причины аварии. Не исключаю, что решение будет вынесено быстрее - за две недели. До выяснения причин старты ракеты "Протон" приостановлены. До конца 2010 года намечался еще один старт с Байконура с иностранной коммерческой нагрузкой", - цитирует главу Роскосмоса РИА "Новости".
При этом Анатолий Перминов по-прежнему высоко оценивает надежность ракет-носителей "Протон", которые являются "рабочими лошадками" Роскосмоса. Претензий к разгонному блоку ракеты не было около 15 лет, надежность составляет примерно 96%. При этом известно, что в запуске 5 декабря, окончившемся аварией, использовался не стандартный, а модифицированный разгонный блок.
"Аварией оборачивается лишь один старт из 25 - это один из самых высоких показателей в мире. У всех наших конкурентов надежность этого класса тяжелых ракет ниже". Последняя авария "Протона" случилась в 2008 году по вине другого разгонного блока - "Бриз", который используется для 90% запусков отечественных ракет этого класса. "К разгонному блоку ДМ у нас не было серьезных претензий уже почти 15 лет... Но на последнем аварийном запуске была впервые использована новая модификация разгонного блока с цифровым управлением. Естественно, комментарии пока преждевременны", - рассказал глава ведомства.
Ракета-носитель "Протон-М" используется Роскосмосом с 2001 г., за это время было произведено 49 запусков, большинство из которых выполнялись по контрактам с представителями иностранных государств. Преимущественно "Протоны" применяются для выведения на орбиту спутников различного назначения.
Расследование причин аварии уже началось. По предварительной информации, механических проблем с самим "Протоном" на участке выведения не было. Межведомственная комиссия под руководством главы ЦНИИмаш Геннадия Райкунова приступила к работе, эксперты рассматривают все версии. Работа комиссии должна быть завершена до 20 декабря.
"Будем, конечно, стараться закончить работу до следующего запуска "Протона", намеченного ранее на 20 декабря. Но это совсем не самоцель - представить заключение к какой-то дате декабря. Важно действительно понять причину, чтобы подобного не повторилось впредь", - сообщил Геннадий Райкунов. До окончания работы комиссии официальных комментариев о причинах произошедшего не будет.
Тем временем один из специалистов, принимающих участие в расследовании падения "Протона", предположил, что навигационные спутники можно было спасти. "Для этого нужно было взять на себя смелость в принятии решения о досрочной отстыковке разгонного блока ДМ-3 с космическими аппаратами от носителя. Разгонный блок с помощью собственных двигателей и запаса топлива за два - шесть месяцев смог бы "подтянуть" спутники до необходимой орбиты. А далее, после отстыковки спутников, можно было с помощью их двигательных установок скорректировать орбиту более точно", - рассказал анонимный собеседник РИА "Новости".
Одной из первых версий аварии ракеты стала ошибка в математических расчетах, закравшаяся в полетную программу "Протона". Согласно одному из источников, скорость разгонного блока в момент отклонения от траектории была ниже заданной. Отсюда появилось предположение, что на борту ракеты находилось слишком много топлива, возможно, в баки было залито примерно на одну тонну больше, чем надо.
Авария произошла 5 декабря, после запуска с космодрома "Байконур". В 13:25 мск ракета-носитель "Протон-М" с тремя спутниками "ГЛОНАСС-М" на борту отклонилась от рабочей траектории на восемь градусов и упала в Тихий океан на 1,5 тыс. км севернее Гавайских островов, большая часть которых являются территориями США.
Для возмещения утраты были задействованы запасные спутники. "Я дал указание включить два космических аппарата "Глонасс-М" из состава резерва. Один из спутников с помощью собственных двигателей уже выдвигается в расчетную точку орбиты и после коррекции будет полностью готов к работе", - сообщил глава Роскосмоса Анатолий Перминов. Второй аппарат "Глонасс-М" из состава резерва будет готов к эксплуатации в самое ближайшее время, добавил он. "Таким образом, после ожидаемого вывода на орбиту в конце декабря навигационного спутника нового поколения "Глонасс-К" в составе орбитальной группировки ГЛОНАСС будет находиться 23 рабочих аппарата. Этого количества в принципе достаточно для обеспечения устойчивого приема сигнала навигационной системы ГЛОНАСС пользователями по всему миру", - заключил Перминов.