ФОТО: ИТАР-ТАСС |
Мой первый опыт по вызволению автомобиля со штрафстоянки случился во Франции, куда нас с коллегами занесло на международную выставку недвижимости. Отпахав трое суток на мероприятии, мы отправились в Ниццу, чтобы перед вылетом посмотреть достопримечательности и купить подарки.
Получить проблемы с машиной за пять часов до отлета самолета абсолютно не хотелось, и место для парковки я выбирала долго. С узенькой улочки, где я приткнулась неподалеку от магазинов, меня прогнали добрые горожане. Пришлось найти паркинг, где я с полчаса крутилась, пытаясь отыскать свободное местечко. И, о чудо, вдруг передо мной, призывно мигнув стоп-сигналами, отъехала скромная "реношка". С облегчением вздохнув, я припарковалась, и мы с коллегами пошли на прогулку.
Обратно я возвращалась одна: сослуживцы отправились за своими чемоданами в отель, к которому я должна была подъехать через 20 минут. До самолета оставалось чуть больше трех часов, а нам надо было еще успеть вернуть машину в пункт проката. Улыбаясь весеннему солнцу и легкомысленно помахивая пакетами с покупками, я зашла на паркинг и щелкнула брелком. Сигнализация не реагировала. "Вот досада, – огорчилась я, – батарейка, наверное, сдохла", и начала открывать багажник ключом. Не тут-то было! Ключ вставляться в замок багажника категорически отказывался. В этот момент я поняла, что в машине нет чемоданов.
Первая мысль была "Скоммуниздили, сволочи!". Потом пришло осознание масштабов бедствия – мало того, что там лежал мой чемодан со всем, "что нажито непосильным трудом", так еще и второй, куда мы сложили наглядные материалы с выставки – буклеты, брошюры, диски... "Погодите, а это вообще моя машина?" – мелькнула спасительная мысль. Дрожащими руками я достала из суки документы и поняла, что все это время ломилась в чужое авто. "Where is my car?!" – завопила я в ужасе. Если украденные чемоданы сознание еще как-то восприняло, то потерю взятого в аренду автомобиля принимать отказывалось категорически.
На паркинге не было ни души. За оградой на скамеечке сидели арабы бомжеватого вида и с любопытством наблюдали за моими метаниями. На заданные на плохом английском вопросы они не реагировали. "Хелп ми, плиииз, – умоляла я. – Вер из май кар?" Сжалился надо мной паренек лет: "Полис", – глубокомысленно изрек он и жестами показал, что машину с этого места загрузили на эвакуатор. На мое удивление – почему, мальчик ткнул пальцем в желтый значок на лобовом стекле припаркованной машины. Это было место для инвалидов...
Дальнейшие события показали, что с помощью фразы "Хелп ми, плиз", жестов и чьей-то матери в Ницце можно забрать эвакуированный автомобиль со штрафстоянки за час, заплатив штраф в €110. Полицейские прониклись ситуацией. Пока я рыдала на груди мужественного француза в форме, он выяснил, на какую именно площадку увезли мой автомобиль, и позвонил в ближайший отель, чтобы мне вызвали такси. Основное время ушло на то, чтобы по субботним пробкам добраться до штрафстоянки. Там я предъявила документы, сунула в окошко кредитку, с которой тут же списали штраф, и уже через пять минут ехала за коллегами. На самолет в итоге мы успели.
Эвакуация по-московски
В день 18-летия своего сына к вопросу парковки я подошла очень серьезно. По Садовому кольцу курсировали эвакуаторы, и лишиться машины в столь важный день я не хотела. В 07:30 бесплатные места еще были, поэтому я приткнула машину под знаком "Р" почти параллельно тротуару. Совсем параллельно не получилось: мешали соседние автомобили. На 19:00 был заказан ресторан, где должны были собраться родственники и знакомые, часть из которых мне надо было еще туда привезти.
Машины я хватилась в три часа дня, отпросившись с работы пораньше. Помня, что именно сегодня я припарковалась "как порядочная", первая мысль была о том, что авто угнали. Полчаса ушло на то, чтобы дозвониться до милиции и выяснить телефон службы перемещения транспортных средств. "Серая? Сузуки? Госномер такой-то? – тщательно переспрашивала оператор. – Нет, не поступала. Угнали, наверное, вашу машину". Но потом сжалилась: "Ну ладно, перезвоните минут через тридцать, может, база еще не обновилась".
Все манипуляции по поиску машины я проделывала на глазах у изумленной публики и быстро оказалась в окружении группы мужичков потрепанного вида, наперебой предлагающих спасти автомобиль из штрафстояночного плена. Прайс на услуги составлял от 3 до 6 тыс. рублей. Причем, чем лучше претендент на спасение говорил по-русски, тем выше была цена.
Наконец, очередная девушка-оператор подтвердила, что мое авто эвакуировали, и предложила проехать за оформлением разрешения на вывоз и квитанции за неправильную парковку к метро "Печатники", на улицу Новобатюнинская, 14. Деваться было некуда, и я поехала. Добравшись до Печатников на метро, остановила "бомбилу", который, к сожалению, ничего не знал о существовании такой улицы. Проехав мимо монастыря и женской тюрьмы, мы оказались в Курьянове – районе, застроенном двухэтажными домиками еще пленными немцами.
С грехом пополам, допрашивая прохожих, мы нашли здание ГИБДД, где можно было оформить нужные документы. Замечу, что никакой Новобатюнинской там и не пахло: на доме значился адрес – Проектируемый проезд 5113, 12/51. Просто для "удобства" автомобилистов городские власти свели сюда все круглосуточные отделы ГАИ, в которых прежде выписывали разрешения на штрафстоянку. После оформления документов водителям приходилось ехать за своими авто в разные концы столицы – кому-то на улицу Рябиновую, кому-то - на Верхние поля. С общественным транспортом там, кстати, не лучше, чем в Печатниках.
Простояв в очереди два часа, я поняла, что забрать автомобиль не смогу. Осчастливленные сограждане, выходившие из здания с вожделенными бумажками в руках, отмаялись там почти пять часов. Озверение, царившее в очереди, напоминало сюжеты из детства: крики "Мужчина, вас здесь не стояло!" и "Девушка, куда вы лезете, последних на улице ищите!". Пришлось уйти – меня ждал сын, родственники и друзья. Около 2 км я прошла по дороге без тротуара, пытаясь поймать тачку. Обратно до метро с меня просили 1 тыс. рублей, и когда согласились довезли за 500, то я поняла, что такое счастье. В ресторан я, естественно, опоздала.
Потратив безумные деньги на развоз гостей на такси, вернулась в Печатники уже после часа ночи. И тут все сложилось! К трем часам нас осталось человек десять, и я добралась до окошка, где усталый гаишник выписал нужные документы. А вот квитанции на штраф не выписал, ограничившись предупреждением. Добрый дяденька объяснил, что я припарковалась не совсем параллельно тротуару, и именно поэтому автомобиль эвакуировали. А вообще-то, в этом месте действительно можно оставлять машину – "вы, главное, к бордюрчику колесами прижмитесь, и никто вас даже не подумает эвакуировать".
К 05:00 я добралась до штрафстоянки на Бауманской и, валясь с ног от усталости, забрала машину. Мне уже было абсолютно безразлично, что на ней появилось несколько вмятин, что дверцы поцарапаны... Писать какие-либо заявления о порче имущества я была не в состоянии и поехала прямо к офису. На вызволение автомобиля было потрачено восемь часов и 3 тыс. руб. (столько составили мои расходы на такси по маршруту Печатники – ГИБДД – Марьино – ГИБДД – стоянка на Бауманской, без учета расходов на мобильную связь и такси для родственников от ресторана).
Зато в этот день я припарковалась просто идеально, прижавшись правыми колесами к бордюру. Мне оставалось два часа, чтобы поспать на заднем сиденье до начала рабочего дня. Честное слово, если бы в этот момент машину эвакуировали вместе с хозяйкой, я бы этого даже не заметила.
Занятная арифметика
Известно, что ежегодно на содержание московской городской службы перемещения транспортных средств направляется 700 млн руб., а обратно в бюджет возвращается около 8 миллионов. Столь чудовищная "рентабельность" объясняется достаточно просто. Нахождение автомобиля на штрафстоянке первые сутки бесплатно, вторые – 40 руб. в час, третьи – 80 руб. в час. При этом основная часть автомобилистов успевают забрать свои машины в первые сутки. За эвакуацию авто нарушивший правила водитель не платит, а штраф за неправильную парковку составляет от 100 до 300 рублей. В прошлом году в Москве за нарушение правил стоянки на проезжей части было эвакуировано 90052 автомобиля. Эвакуация одного автомобиля коммерческой службой стоит от 1300 руб. Даже без учета того, что штрафы перечисляются совсем не туда, откуда берутся деньги на оплату работы эвакуаторов, на одной эвакуации город теряет как минимум 1 тыс. рублей. Комментарии излишни.
Для чего вообще нужна в Москве такая эвакуация – вопрос отдельный и исключительно философский. Принято считать, что тем самым власти принуждают водителей к правильной парковке и борются с пробками. Судя по тому, что мы ежедневно наблюдаем на улицах, дискуссии об эффективности этой меры, по-моему, излишни. Более того, зачастую можно наблюдать, что к образованию пробок приводит как раз работа самих эвакуаторов.
Однако оставим это на совести ГИБДД и городских властей. Возникает только один вопрос – зачем эвакуировать автомобиль, если он припаркован там, где парковка разрешена, хотя и не совсем параллельно тротуару?