ФОТО: AP |
Вопрос о пошлинах был решен в ходе приватной встречи Дмитрия Медведева и Александра Лукашенко, прошедшей накануне заседания совета. "В результате полуторачасового диалога лидеров двух стран сняты острые вопросы двустороннего сотрудничества, которые до этого времени не были решены, – по нефти и газу. Причем, на условиях, вполне отвечающих интересам белорусской стороны. Таким образом, Беларусь и Россия подтвердили статус стратегических партнеров. Хотя "прагматичная" политика российского руководства в последнее время едва не испортила отношения между странами, дав повод скептикам для сомнений", – бодро сообщила "Белтелерадиокомпания".
Казалось бы, налицо победа белорусской дипломатии, так долго жаждавшей отмены ненавистных пошлин. Но есть загвоздка: условия, которые "вполне" отвечают белорусским интересам, включают еще один немаловажный пункт. Республика согласилась перечислять России 100% экспортных пошлин на нефтепродукты, взимаемые на внешней границе Таможенного союза. "Мы отменяем во взаимной торговле пошлины на нефть, а с нефтепродуктов пошлины будут браться на внешних границах и перечисляться в российский бюджет", – пояснила глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина. Таким образом, по сути, будет реализована схема, которую российский Минфин предложил еще в октябре и которую тогда же раскритиковал первый вице-премьер Белоруссии Владимир Семашко, назвав ее "крайним, наихудшим вариантом для Белоруссии".
При этом российская сторона может увеличить соотношение пошлин на нефтепродукты к пошлинам на нефть. Сейчас ставка пошлины на нефтепродукты находится на уровне 55%, предполагается поднять ее до 85% – 90% экспортной пошлины на нефть. Что касается газа, его цена для Белоруссии останется на уровне текущего года, как и рассчитывали в Минске. Тем не менее говорить о полном удовлетворении запросов Минска нельзя, хотя экономический эффект от нового порядка взимания пошлин, по оценкам российского Минэкономразвития, составит для Белоруссии почти $4 млрд в год.
Соответственно, столько же потеряет российская экономика. Но это без учета экспортных пошлин на нефтепродукты, а они, по экспертным оценкам, даже при текущих ставках составят порядка $2 миллиардов. Поэтому реальная цена сделки для Москвы – те же $2 миллиарда. Не так уж много за осуществление амбиций российского руководства. "Наше Евразийское экономическое сообщество начинает движение в сторону Евразийского союза. Степень интегрированности целого ряда экономик, а именно белорусской, казахстанской и российской, – выше. Это та модель, которая должна быть распространена на все государства Евразийского экономического сообщества", – гордится вчерашними достижениями Дмитрий Медведев. К тому же, по словам Набиуллиной, ближайшие потери с лихвой компенсируются в среднесрочном периоде, и не только за счет потенциального уравнивания ставок пошлин, но и за счет расширения сбыта российских нефтепродуктов.
Лукашенко тоже получил свой повод для гордости. В преддверии президентских выборов он формально смог продемонстрировать электорату, что по-прежнему является "отцом нации", который один способен решать насущные проблемы страны. Впрочем, непредсказуемый лидер Белоруссии еще может удивить Москву внезапным отказом от свежих договоренностей. Ведь до выборов осталось чуть более недели, а до Нового года – еще почти месяц.