Россияне разлюбили тринадцатую зарплату

Читать в полной версии →
Только половина сотрудников удовлетворены принятой в их компании системой премирования. Причем подавляющее большинство готовы полностью отказаться от бонусов взамен на увеличение зарплаты


ФОТО: ИТАР-ТАСС



Накануне Нового года многие ожидают увеличения доходов. Одни – временного, в виде тринадцатой зарплаты, другие рассчитывают на повышение оклада. Впрочем, есть и те, кто не надеется на какие-либо денежные подарки от работодателей.

По данным международного кадрового агентства Kelly Services, 71% россиян надеются получить бонус по итогам завершающегося года. Среди оставшихся пессимистов 20% респондентов не рассчитывают на премию по причине неудовлетворительных финансовых результатов года у компании в целом, 6% – сетуют на плохие результаты своего подразделения, и лишь 3% опрошенных признаются, что не могут претендовать на денежное поощрение из-за отсутствия личных достижений.

Между тем к личным показателями привязано вознаграждение у 38% участников опроса. Чуть меньше (31%) получают бонусы по итогам деятельности компании. Примерно четверть (22%) зависят от командной игры. И еще у 9% существуют разовые выплаты по завершении проектной работы. При этом сами сотрудники наиболее эффективным видом премирования считают комбинированный – за личные достижения плюс результаты команды (65%). Еще 26% настаивают на том, что максимально эффективно поощрение за высокие личные результаты. Всего 7% российских работников согласны получать бонусы, ориентируясь на командные достижения, и только 2% – исходя из успешности бизнеса всей компании.

Не удивительно, что менее половины россиян (40%) удовлетворены системой премирования, принятой в их компании. Из общего числа недовольных 23% жалуются на непрозрачность бонусных программ, еще 19% называют систему начисления бонусов несправедливой, а 18% – слишком сложной и запутанной. Львиная доля опрошенных (64%) вообще согласилась бы полностью отказаться от бонусов при условии некоторого увеличения фиксированной заработной платы. Даже если бы это грозило уменьшением совокупного годового дохода. Как говорится, лучше синица в руках – гарантированный оклад с небольшой прибавкой, – чем солидная премия, перспектива получения которой довольно туманна.

"Результаты опроса наглядно демонстрируют: большинство российских сотрудников сфокусированы только на собственном доходе, – комментирует результаты исследования генеральный директор Kelly Services CIS Екатерина Горохова. – Само по себе это нормально: зарабатывать хочет каждый. Но тревожным сигналом для руководителей является то, что свой доход сотрудники слабо ассоциируют с общими финансовыми показателями компании. Это значит, что менеджменту необходимо обратить серьезное внимание на вовлеченность работников в бизнес компании-работодателя, проанализировать действующие бонусные схемы с точки зрения их влияния на лояльность и мотивацию сотрудников".

Если большинство россиян все же рассчитывают на премии по итогам года, то на увеличение зарплаты с начала следующего надеются всего 25% граждан, имеющих постоянную работу, свидетельствует опрос Исследовательского центра рекрутингового портала Superjob.ru.

Большинство участников опроса (38%) не рассчитывают на рост оклада просто потому, что в их компаниях не принято проводить годовую индексацию. При этом некоторые респонденты в комментариях отмечали, что руководство до сих пор ссылается на кризис, мотивируя отказ повышать зарплаты. Впрочем, есть и такие организации, для которых кризис действительно не закончился, и работники это понимают: "Не развалилась бы компания вообще". Каждый десятый опрошенный пояснил, что его зарплата вряд ли будет увеличиваться, поскольку срок работы в компании недостаточно большой.

Примечательно, что сами работодатели, судя по данным опроса, готовы проявить неожиданную щедрость: повысить заработную плату сотрудникам в начале следующего года планирует руководство почти каждой третьей компании (32%). Правда, большинство представителей этих организаций уточняют, что повышение затронет не всех работников, а только "избранных". В 28% компаний с вопросом прибавки до сих пор не определились.

Не планируют увеличивать оклады сотрудникам 40% работодателей, объясняя это, в основном, тем, что индексация проводилась недавно. Хотя понятие "недавно" у работодателей и их подчиненных, похоже, сильно различается. По крайней мере, среди работников всего 5% говорят о недавнем повышении оклада как о причине, по которой они не ожидают роста зарплаты в ближайшее время.

Выбор читателей