ФОТО: ИТАР-ТАСС |
В их числе оказались столичные и подмосковные врачи, откликнувшиеся на призыв департамента здравоохранения ЮАО Москвы поучаствовать в становлении системы медицинского обслуживание нового района Братеево. В 1998 – 1999 гг. им было предложено поработать в медицинских учреждениях района. В обмен медикам было обещано предоставление жилья в субаренду с последующей передачей в пожизненное безвозмездное пользование в рамках договора социального найма. Со временем врачам пообещали предоставить возможность льготного выкупа арендуемого жилья. Врачам, зарегистрированным в Москве, квартиры должны были отойти после пяти лет непрерывной работы, а жителям Подмосковья – через десять лет.
Главными условиями участия в программе являлись статус очередника (на получение бесплатного жилья) и передача имеющейся жилплощади государству. Поскольку предложение реализовывалось в рамках разработанной в 1997 г. московской программы внеочередного предоставления жилья врачам и учителям, работающим в районах массовой застройки, медики приняли все предложенные им условия.
На первых порах ситуация складывалась наилучшим образом: медицинские учреждения района получили высококлассных специалистов, а врачи – надежду на скорое решение квартирного вопроса.
Первый тревожный звонок прозвенел по прошествии пяти лет, когда настал черед передачи арендуемых квартир москвичам. Вместо обещанного переоформления им было предложено подождать еще пять лет, после чего оформить социальный найм одновременно с подмосковными коллегами. Свое решение Департамент здравоохранения мотивировал опасением потерять хороших специалистов сразу после передачи жилья. Ничего не подозревающие медработники согласились на изменение условий договора.
Гром грянул в 2009 г., по истечении второго пятилетнего срока. Вместо обещанных ранее договоров социального найма или льготной купли-продажи, на которые медики могли рассчитывать в соответствии с постановлением правительства Москвы №711-ПП, им было предложено заключить на занимаемые квартиры договоры служебного найма "для временного проживания на период трудовых отношений с Управлением здравоохранения ЮАО Москвы".
Пикантность ситуации состоит в том, что при принятии данной формулировки в случае прекращения трудовых отношений врачи будут обязаны освободить занимаемые ими квартиры. Так как при заключении соглашения с работодателем им пришлось отказаться от имевшейся ранее жилплощади, при смене места работы они вместе с семьями рискуют оказаться на улице или в малопригодном для проживания жилье городского обменного фонда (из расчета 6 кв. м на человека). В случае же внезапной смерти нанимателя его семья будет выселена в полном соответствии со служебным статусом жилья.
По словам одного из попавших в непростую ситуацию врачей – Татьяны Наумовой, – впервые угроза выселения прозвучала из уст одного из высоких чиновников префектуры в ходе жилищной комиссии. "Угроза выселения реальна, – пояснила "Yтру" Татьяна Наумова. – В Юго-восточном округе людей уже выселяют по решению суда. Сначала я думала, что меня на жилищной комиссии просто запугивают. Но, когда я посоветовалась с адвокатом, он сказал, что если вам на таком уровне говорили о выселении, то это уже не просто запугивание".
В ответ на запросы медиков о получении ходатайства на предоставление жилья в департаменте здравоохранения Москвы сообщили, что не согласовывают "заключение договора социального найма, либо договора купли-продажи с рассрочкой платежа жилой площади, предоставленной по договору субаренды". Причиной был назван тот факт, что данное жилье является специализированным и квалифицируется как временное.
Обращение в суд не дало желаемого эффекта. В районном Нагатинском и Московском городском судах сочли, что удовлетворение иска врачей невозможно из-за отсутствия письменного ходатайства департамента здравоохранения.
Напомним, что, в соответствии с п. 8 постановления правительства Москвы №711-ПП, "жилые помещения... предоставляются... по договорам социального найма, найма, найма служебного жилого помещения, купли-продажи с рассрочкой платежа...при наличии письменного ходатайства на это органа государственной власти или организации (предприятия), в связи с трудовыми отношениями с которым работнику или гражданину предоставлялось занимаемое им жилое помещение". Однако в случае с братеевскими врачами "организацией, которая предоставляла спорное арендное жилье" является не департамент здравоохранения города Москвы, а Управление здравоохранения ЮАО.
"Жилищный департамент просит ходатайство департамента здравоохранения города Москвы, хотя по постановлению, на основании которого они требуют это ходатайство, предоставлять его должен орган, предоставляющий нам работу, – сетует Татьяна Наумова. – А трудовые отношения у нас установлены с Управлением здравоохранения ЮАО. И получается замкнутый круг. От департамента жилья в прошлом году у нас были бумаги о том, что они не против предоставления квартир в соцнайм. Но для этого они требовали письменное ходатайства департамента здравоохранения. Департамент же, в свою очередь, отвечает, что не уполномочен согласовывать такие вопросы".
Суд, куда были вынуждены обратиться врачи, оставил без внимания тот факт, что правоотношения между медиками, Управлением здравоохранения ЮАО и департаментом жилищной политики Москвы формировались в соответствии со старым Жилищным кодексом РФ, действовавшим до 01.03.2005 г., положения которого продолжают действовать и после изменения документа. Напомним, в соответствии с законом "акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие". Это означает, что при принятии решения суд должен руководствоваться не подзаконными актами, включая постановления правительства Москвы, а федеральным законом (в данном случае – Жилищным кодексом), действовавшим во время заключения договоров субаренды жилых помещений.
Почему судьи не приняли этот факт во внимание, требуя исключительно ходатайства Департамента здравоохранения (который, по сути, не является субъектом рассматриваемого договора), остается только догадываться.
"Самое интересное состоит в том, что в Управлении здравоохранения ЮАО многим врачам давали ходатайство и на выкуп, и на соцнайм, – говорит Татьяна Наумова. – Однако даже в суде при его предоставлении от нас требовали ходатайства от Департамента здравоохранения. Хотя трудовых отношений с департаментом у нас нет. По поводу жилья, которое мы занимаем по субаренде, существует договор между департаментом жилья и Управлением здравоохранения округа. Причем, этот договор у нас у всех уже закончился. Получается, что тут либо лукавит департамент жилья, утверждающий, что не может предоставить соцнайм без ходатайства департамента здравоохранения, либо там вообще какой-то сговор".
О том, что в этой истории, равно как и в позиции, занятой чиновниками, все не просто, свидетельствует прецедент, созданный Савеловским судом. При рассмотрении аналогичного дела судья Елена Клепикова воспользовалась постановлением №24-ПП от 23 января 2007 года. Согласно п. 6 данного документа, граждане, заключавшие ранее договор аренды, по истечении десятилетнего срока и при наличии оснований могут переоформить квартиру в социальный найм, или выкупить (сразу или с рассрочкой платежа), или заключить договор служебного найма. А это значит, что в отношении братеевских врачей нет и не может быть юридических препятствий, мешающих заключению договоров соцнайма или льготного выкупа.
Только вот как убедить в этом окружных чиновников?