Нашествие варваров: русские глазами иностранцев

Читать в полной версии →
Мы увлеченно перечисляем грехи "понаехавших" из южных краев соотечественников, совершенно забыв, что меньше всего люди склонны терпеть в других те недостатки, которые свойственны им самим


ФОТО: ИТАР-ТАСС



Мы так увлеченно перечисляем сегодня грехи "понаехавших" из южных краев соотечественников, в том числе бывших, что пора бы уже прислушаться к словам психологов. А они говорят: меньше всего люди склонны терпеть в других те недостатки, которые свойственны им самим.

Предлагаю поэтому внимательно посмотреть на наши претензии к гостям.

"Они ведут себя чересчур демонстративно": лезгинка на улицах, шуточки вслед проходящим мимо женщинам. Ага, а вы никогда толпу наших подвыпивших туристов на улицах Европы не видели? Гогот, громкие реплики по поводу прохожих – ну как же, они ж по-нашему не разумеют, можно говорить что угодно. А уж на Новый год в Праге или Лондоне лучше на улицу не выходить – если не затопчут, так кинут под ноги петарду. Да, в толпе не только русские, но, во-первых, "наших" большинство, а во-вторых – старый Новый год вообще празднуем только мы. Выглядит это в Европе, где к этому времени уже наступают рабочие будни, диковато. О 9 Мая за границей вообще молчу – в турецких отелях накануне немцев, бывает, даже просят не выходить из номеров. Мне все время интересно – какой процент бьющих бутылки о тротуар в эту ночь отслужил в армии?

"Это они пока не соберутся толпой тихие. А как только больше трех – начинается". Можно не комментировать, каждый сам вспомнит примеры из своих курортных впечатлений. Любой зарубежный работник туриндустрии вам скажет: пока русских на курорте немного, он ничем не отличается от остальных. Как только курорт входит в моду у русских туристов – все, кончилась спокойная жизнь.

"Они пытаются установить у нас свои порядки". Вот приезжал этой осенью в Москву мэр небольшого итальянского курорта, который неожиданно стал популярен среди наших богачей. Пытался убедить журналистов в том, что русским домовладельцам в его городе все рады. А я сразу вспомнила рассказ знакомой, вышедшей замуж за итальянца. Она как раз живет недалеко от этого городка. Говорит, был тихий семейный курорт, а теперь жители, привыкшие ездить по городу на велосипедах, шарахаются от черных джипов. Вокруг домов появились двухметровые заборы. Отношение к владельцам джипов и заборов, по ее словам, сложное. С одной стороны, многие местные благодаря им разбогатели или хотя бы получили работу. В кризис это важно. С другой стороны... Не буду, пожалуй повторять, дабы не разжигать межнациональной розни. Скажу только, что, если бы наши "понаехавшие" привезли с собой столько же денег, мы были бы, наверное, к ним гораздо снисходительнее.

"Они коррумпируют нашу милицию и чиновников". Вот тут все-таки есть разница. Мы не пытаемся дать взятку ни берлинскому, ни нью-йоркскому полицейскому. Мы даже туристической полиции в Египте взятку давать не будем. Потому что знаем: за это – тюрьма. Но нашей заслуги тут нет никакой. Зато на любом туристическом сайте написано, сколько надо "дать" за хороший номер в том же Египте. Тамошние отельеры давно просекли фишку и специально предлагают русским номера похуже – чтобы расщедрились. Иногда это бывает трудно – если в отеле номера мало отличаются по качеству. Вообще, "понаехавшие" русские за рубежом давно превратились в тест на коррупционную устойчивость местных.

"Они криминальны". Один маленький пример. В Копенгагене 20 лет назад владельцы маленьких обувных магазинчиков выставляли демонстрационные пары обуви прямо на улице. Потом в Данию приехали беженцы из Африки и Палестины, и на улицу стали выставлять только один ботинок из пары, чтобы не украли. Потом приехали русские, и обувь пришлось убирать внутрь магазинов – потому что наши додумались воровать вначале первый, а затем второй выставленный из пары ботинок.

В общем, найдите десять отличий в том, как относятся к нам за рубежом и как мы относимся к своим приезжим. За границей нас, вне зависимости от национальности, а иногда даже и бывшей советской республики происхождения, зовут "русскими". Ну, так и мы выдумали несуществующую "кавказскую национальность". Разница в одном – нас хоть и не всегда любят, но ведут себя корректно. Полицейские не проверяют бесконечно документы, прохожие не отпускают вслед громкие оскорбительные реплики. О том, что нет призывов "бей русских, спасай Европу", и говорить излишне. Максимум, что в отношении нас позволяют, – не отменяют визовый режим.

Необычайная схожесть ситуаций наводит на мысли об исторической аналогии из глубины веков. "Бар-бар-бар" – дразнили римляне понаехавших в их город диковатых людей в штанах. Они устраивали дикие пляски и пели дикие песни. Их шокировали римские нравы, а римских женщин они называли блудницами. Однако вскоре они начали составлять костяк римских легионов, ибо сами римские граждане от всеобщей воинской повинности массово "косили". В конце концов, один из них стал императором Максимином Фракийским. Правда, Рим все равно пал. И в этом была немалая заслуга самих благородных римлян.

Татьяна СОЛЯНАЯ |
Выбор читателей