Архивное фото ИТАР-ТАСС |
Страсти накаляются
Коллапс, поразивший аэропорты еще в выходные, сохраняется. В "Шереметьево" у стоек регистрации стоят огромные очереди. Основные задержки происходят на рейсах "Аэрофлота", которые обслуживаются силами авиакомпании. В настоящее время в аэропорту задерживаются порядка 56 рейсов компании. У стоек "Аэрофлота" царит настоящий хаос. Пассажиры возмущены тем, что рейсы компании с 00:00 до 10:00 28 декабря отменены, к кассам перевозчика выстроились длинные очереди сдающих билеты. "Люди, которым не хватает мест, сидят на полу. Такое ощущение, что с вечера воскресенья ничего не изменилось", - сказала РИА "Новости" одна из пассажирок.
Больше всего людей возмущает невозможность связаться с оперативным штабом авиакомпании "Аэрофлот", которая, по ее же заявлению, в круглосуточном режиме решает проблемы, связанные с задержкой рейсов. "Картина такая: люди в полном неведении, голодные и очень-очень злые", - сообщила одна из женщин.
Примерно так же описывают ситуацию пассажиры, застрявшие в "Домодедово". "Регистрацию прошли шесть - семь тысяч людей. Люди спят где только можно - на чемоданах, на креслах. Детям плохо, ничего нет: воды, еды. Самолеты на улицах стоят полные людьми. Здесь полный коллапс происходит. У людей паника. Нас не выпускают. Багаж наш сдан; где он находится, мы тоже не знаем", - рассказал РСН пассажир "Домодедово", добавив, что представители авиакомпаний вторые сутки не выходят на связь.
Очевидцы говорят, что многие люди, у которых срываются поездки и отпуска, действительно на грани срыва. В понедельник вечером в "Шереметьево" пассажиры заблокировали зону досмотра в терминале Е после очередного сообщения о задержке рейса на Бангкок, сообщает РИА "Новости". Только после того как был подан самолет, они разошлись, до этого проведя в зоне досмотра более суток.
Между пассажирами, вынужденными находиться в замкнутом тесном пространстве, вспыхивают перепалки. В "Шереметьево" к поддержанию порядка привлекли ОМОН, однако это не помешало разъяренным пассажирам избить в ночь на вторник нескольких сотрудников "Аэрофлота".
Рейсы отправляют десятками
Администрация аэропортов пытается исправить ситуацию. На 13:30 мск вторника "Шереметьево" обслужил более 150 рейсов, из них более 87 рейсов на вылет и 70 рейсов - на прилет. По расписанию выполняются рейсы зарубежных авиакомпаний KLM, Air France, Air Baltic, Estonian Air, JAT, Turkish Airlines и российских перевозчиков "Трансаэро" и "Авианова". По данным табло аэропорта, после 13:00 мск вторника на вылет отменено 25 рейсов: 14 рейсов в Санкт-Петербург, по два рейса в Екатеринбург, Астрахань, Новосибирск и по одному рейсу в Бургас, Геленджик, Волгоград, Стокгольм и Челябинск.
"Домодедово" возобновил прием самолетов, приостановленный из-за нехватки мест для их стоянки. В ближайшие сутки аэропорт обслужит 350 рейсов на вылет, из них 250 рейсов за 28 декабря и 100 рейсов за 26 и 27 декабря, сообщил журналистам глава Росавиации Александр Нерадько. В первую очередь, отправят пассажиров регулярных рейсов и базовых перевозчиков ("Сибирь" и "Трансаэро"). Сегодня с 00:00 до 12:00 мск в аэропорту были обслужены 211 рейсов: 116 рейсов на вылет и 95 - на прилет. После 13:00 отмененных рейсов на вылет нет, однако много задержанных. В частности, отложены рейсы в Хургаду, Самарканд, Бишкек, Магнитогорск и другие города.
По данным онлайн-табло аэропорта "Внуково", на вылет после 13:00 мск отмены три рейса - два в Ростов-на-Дону и один в Шарм-эль-Шейх. В пресс-службе аэропорта заявили, что аэропорт работает в штатном режиме. Он также принял девять воздушных судов и отправил семь бортов, которые должны были обслужить другие аэропорты Московского авиаузла.
Хаосом в аэропортах занялись прокуратура и Роспотребнадзор
Президент России Дмитрий Медведев поручил генпрокурору Юрию Чайке проверить работу московского авиаузла, сообщили в пресс-службе Кремля. В надзорном ведомстве отметили, что постараются урегулировать ситуацию с задержками рейсов. "Работа прокуроров направлена, прежде всего, на скорейшее урегулирование ситуации, сложившейся из-за задержки рейсов. В первую очередь, решаются вопросы об отправке пассажиров", - рассказала представитель Генпрокуратуры Марина Гриднева.
Вечером к расследованию ситуации подключился Роспотребнадзор. Геннадий Онищенко сообщил, что ведомством в связи с коллапсом в аэропортах были заведены 14 административных дел на основании полученных на месте обращений граждан.
"Разговор с пассажирами был не из самых приятных. Народ взвинчен, не стесняется в формулировках и высказываниях", - признался глава Роспотребнадзора. Он также добавил, что коллапс в одном только "Шереметьево" коснулся 10 тысяч человек.
Пассажиров нужно пересадить на поезда
Между тем Министерство транспорта рекомендует авиаперевозчикам отменить рейсы в Петербург, чтобы нормализовать работу аэропортов. По словам главы ведомства Игоря Левитина, перевозку пассажиров на расстояние до 1,5 тыс. км вполне могут взять на себя железные дороги. По его словам, РЖД уже подтвердили наличие двух тысяч мест и готовы оперативно вывезти всех пассажиров в Северную столицу с оформлением железнодорожных билетов прямо в аэропортах.
По словам министра, всего из "Домодедово" не смогли вылететь 10 - 12 тысяч человек, из терминале D "Шереметьево" - от шести до восьми тысяч человек.
Левитин рассказал, что в связи с ситуацией у его министерства есть претензии к менеджменту "Домодедово" и авиакомпании "Аэрофлот". Также он добавил, что авиакомпании должны представить обновленные графики полетов по внутренним рейсам до 31 декабря включительно. И подчеркнул, что такой ситуацией аэропорты московского авиаузла столкнулись впервые.
Также Игорь Левитин счел нужным от имени Минтранса извиниться перед россиянами. "Я прошу прощения за то, что произошло. Мы находимся на работе, стараемся максимально удовлетворить потребности пассажиров", - заявил министр в эфире радиостанции "Эхо Москвы".
Компенсации пассажирам
Эксперты расходятся во мнениях, смогут ли пассажиры получить компенсацию. По словам главного санитарного врача РФ Геннадия Онищенко, они могут отказаться от полета и потребовать возврата полной стоимости билета. Согласно Воздушному кодексу, сказал Онищенко, при задержке рейса пассажиры также имеют право потребовать выплаты штрафа в размере 25% минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более чем 50% стоимости билета.
Однако на практике выходит иначе. Например, одна из пассажирок "Шереметьево" опровергла заявление пресс-службы "Аэрофлота" о том, что "те пассажиры, которые не желают продолжать полет, могут сдать билеты без штрафных санкций вне зависимости от даты возврата билета". "Аэрофлот" отказывается ставить на билетах штамп об отмене рейса, что позволило бы пассажирам получить компенсацию. Причин сотрудники компании не называют", - сообщила она.
Позднее стало известно, что адвокаты готовят многомиллионный консолидированный иск пострадавших в результате задержки вылетов к авиакомпаниям и администрации аэропортов. "Ситуация в аэропортах, по нашим сведениям, просто недопустимая: цены на продукты питания взвинчены в 10 раз, авиакомпании в нарушение закона не предоставляют клиентам гостиницы и питание. Мы намерены подать консолидированный иск от всех потерпевших, это может быть более тысячи человек, и сумма иска может быть беспрецедентной для России", - сказал адвокат Сергей Жорин.
Он отметил, что представители столичной адвокатской коллегии в настоящее время собирают факты нарушений законодательства. "Одновременно мы принимаем заявления, подкрепленные фактическими данными, от всех потерпевших, чтобы приобщить их к консолидированному иску", - уточнил Жорин.
Москву парализовал ледяной дождь
К хаосу в московских аэропортах привел ледяной дождь, обрушившийся на столичный регион в минувшие выходные. По данным Ассоциации туроператоров России, задержки коснулись более 20 тысяч человек.
Как сообщает РИА "Новости", во вторник мэр столицы Сергей Собянин поручил своему заместителю по вопросам ЖКХ и благоустройства незамедлительно удовлетворять просьбы Московской области, связанные с ликвидацией последствий непогоды, в том числе помогать ликвидировать чрезвычайную ситуацию в "Домодедово".