ФОТО: Вести.ru |
Их предупреждали
"В ходе полета экипаж Ту-154 неоднократно получал информацию о несоответствии метеоусловий на аэродроме назначения, установленный минимум от органов управления воздушным движением Белоруссии и аэродрома "Смоленск Северный", а также экипажа польского Як-40, который ранее произвел посадку на аэродроме "Смоленск", - указала глава МАК.
Более того, по словам Татьяны Анодиной, экипаж Ту-154 не получил перед вылетом точной информации о метеоусловиях в месте посадки. "В организации выполнения особо важного полета имели место существенные недостатки в части формирования и подготовки экипажа, контроля готовности к полету и выбора запасных аэродромов. Вылет был произведен без наличия у экипажа фактической и прогнозируемой погоды в аэропорту назначения и актуализированной аэронавигационной информации", - подчеркнула она.
Давление на пилотов
Анодина также сообщила, что "по заключению летных экспертов и авиационных психологов, в том числе польских, присутствие главнокомандующего ВВС Польши (генерала Анджея Бласика) в пилотской кабине вплоть до столкновения самолета с землей оказало психологическое давление на принятие решения командиром о продолжении снижения в условиях неоправданного риска с имеющейся доминантной целью выполнения посадки во что бы то ни стало". При этом в крови главкома ВВС Польши было обнаружено 0,6 промилле алкоголя.
Кроме того, помимо главнокомандующего ВВС Польши в кабине экипажа находился директор протокола, а психологическое давление оказывала и ожидаемая командиром негативная реакция Леха Качиньского, добавила Анодина.
В расшифровке переговоров, аудиозапись которой транслировали на пресс-конференции МАК в Москве, прозвучала подтверждающая версию об активном участии Бласика в работе экипажа фраза одного из польских пилотов. Ее в переводе на русский язык процитировал председатель технической комиссии МАК Алексей Морозов: "Если мы здесь не сядем, он будет ко мне приставать". В той же расшифровке прозвучала фраза штурмана: "Он взбесится". Подразумевался, судя по всему, главный пассажир самолета Лех Качиньский.
Язык и расшифровка
Председатель технической комиссии также отметил, что общение экипажа с диспетчерами шло на русском языке, однако МАК не располагает документами об уровне знания его летчиками. Общий уровень знания русского языка командиром Ту-154 Морозов назвал "удовлетворительным", добавив, что, вероятно, остальные члены экипажа русским языком в достаточной степени не владели.
"В крови членов экипажа, по результатам медицинской экспертизы, никаких следов алкоголя или других запрещенных веществ не обнаружено", - сказал Морозов.
По словам Анодиной, расшифровкой переговоров пилотов Ту-154 занимались лично знавшие их польские эксперты, а вскрытие речевых самописцев было произведено в присутствии польского военного прокурора. Она также добавила, что польская сторона была незамедлительно допущена на место авиакатастрофы, а также получила все условия для работы в МАК, включая доступ к материалам ограниченного распространения.
Шансов не было
Реконструируя последние минуты перед катастрофой, Татьяна Анодина сообщила, что диспетчер аэродрома "Смоленск Северный" разрешил Ту-154 пробный заход на посадку, ограничив его высотой до 100 м, после чего самолет должен был уйти на второй круг, и экипаж это указание подтвердил.
"Экипаж запросил так называемый пробный заход при фактических метеоусловиях, которые были значительно хуже установленных минимумов для производства посадки как для экипажа, так и для аэродрома, так и для самолета", - пояснила Анодина.
В свою очередь, Морозов указал, что шансов избежать катастрофы, если бы не было той самой березы, с которой столкнулся Ту-154, все равно не было. "Маневр по избежанию столкновения с препятствием был предпринят экипажем в последний момент. Маневр был очень резким, и на записи бортового самописца зафиксировано, что к моменту столкновения с березой самолет был выведен за эксплуатационные углы атаки", - заявил глава технической комиссии МАК.
"Если бы не было столкновения с березой, то, наиболее вероятно, через 2-3 секунды самолет бы вышел на режим так называемого сваливания с последующим столкновением с землей", - добавил он.
Неподготовленные пилоты
Системными причинами катастрофы Ту-154, согласно выводам технической комиссии МАК, стали "существенные недостатки в организации летной работы, подготовке членов экипажа и в обеспечении данного особо важного полета в специальном авиаполку". Сам самолет был исправен.
При этом недостатки инфраструктуры аэродрома "Смоленск Северный", состояния и технического уровня радиотехнического, светосигнального и метеооборудования, наземных средств объективного контроля, а также действия группы руководства полетами, по мнению технической комиссии и независимых международных экспертов, не являются причинами крушения президентского самолета.
ВИДЕОреконструкция катастрофы под Смоленском
Туск срочно возвращается в Варшаву
Отметим, что после обнародования доклада МАК в Москве премьер-министр Польши Дональд Туск срочно прервал отпуск и возвращается в Варшаву. Ранее он не планировал выходить на работу в связи с конференцией МАК, а значит, там были озвучены моменты, ставшие неожиданностью для польской стороны.
В четверг, 13 января, Дональд Туск встретится с руководителем МВД Ежи Миллером, сообщают польские СМИ. В тот же день премьер даст пресс-конференцию в связи с докладом МАК.
МАК отказался вносить польские правки
Ранее стало известно, что МАК передал польской стороне финальный отчет по итогам расследования катастрофы, унесшей жизни почти 100 человек, представляющих польскую государственную и политическую элиту.
Одним из принципиальных моментов доклада МАК было то, учтены ли многочисленные замечания польской стороны, предъявленные ранее к отчету технической комиссии МАК, о которых месяц назад говорил Дональд Туск.
Как сообщил сегодня на пресс-конференции Алексей Морозов, технические замечания польских специалистов в итоге были учтены и внесены в текст доклада. Однако замечания, касающиеся ответственности за катастрофу, в отчете не отражены, так как они не относятся к технической стороне случившегося, указал Морозов.
Крушение под Смоленском
Ту-154 президента Польши потерпел крушение 10 апреля 2010 г. под Смоленском. В крушении погибли 96 человек, в том числе Лех Качиньский, его супруга Мария, члены польского правительства, президент Национального банка Славомир Скшыпек, экс-министр обороны и кандидат в президенты Ежи Шмайдзиньски, последний президент Польши в изгнании Рышард Качаровский, начальник генерального штаба Франтишек Гонгор и около 50 депутатов Сейма. Они направлялись в Катынь, чтобы принять участие в мемориальных мероприятиях.