Фото с сайта commons.wikimedia.org |
В конце прошлого года был подписан меморандум об устранении разногласий по ВТО с Европейским союзом – крупнейшим торговым партнером и главным оппонентом РФ на переговорах. При этом были зафиксированы лимиты государственного субсидирования российского сельского хозяйства, которые через несколько лет могут стать оковами, не позволяющими ему развиваться. Примерно тогда же Госдума внесла изменения в законодательство, усиливающие защиту интеллектуальной собственности – что было одним из главных требований США.
Осталось утрясти вопрос о квотах на ввоз мяса и, с учетом создания Таможенного союза, подкорректировать итоговый доклад рабочей группы по вступлению России в ВТО. По оценкам директора департамента торговых переговоров Минэкономразвития Максима Медведкова, если не сбавлять темп, то все документы, необходимые для вступления, могут быть готовы к середине весны.
Остается, правда, проблема под названием Грузия. Тбилиси, как известно, отозвал свою подпись под двусторонним меморандумом и настаивает на восстановлении таможенного и пограничного контроля грузинской стороны на границах Абхазии и Южной Осетии как условии вступления России в ВТО. Однако этот вопрос вообще не подлежит обсуждению на вступительных переговорах по ВТО. К тому же ни Вашингтон, ни Брюссель не поддерживают упорство Грузии и в критический момент, очевидно, повлияют на строптивого переговорщика. Если и это не поможет, Россия все равно вступит в ВТО, но с Грузией у нее будет особый торговый режим.
Что изменится в нашей стране со вступлением в мировой торговый клуб? На первых порах практически ничего. Выполнение обязательств по снижению импортных пошлин будет рассрочено на семь лет. Например, в ближайшие после вступления четыре года Россия должна будет снизить пошлины на ввозимые автомобили с 30% до 25%, а затем они должны быть снижены до 15%. То есть теоретически через семь лет авто, ввозимое из-за границы, должны подешеветь для покупателя на 11,5%. Пустячок, а приятно. При этом на иномарки, собираемые в России, членство в ВТО никак повлиять не должно.
В целом же, снижение ввозных пошлин будет весьма незначительным: их средневзвешенная ставка в ближайшие три года снизится с 10,15% до 9,8%. Дело в том, что пошлины в России, если кто не заметил, снижаются уже много лет подряд, так что дальше уж некуда (до кризиса средневзвешенная ставка таможенного тарифа составляла около 12%). И все же, высокий у нас тариф или низкий? Смотря с кем сравнивать. Например, в развитых странах он гораздо ниже: в США – 3,7%, в Канаде – 7,1% (самый высокий показатель в G7). Но у большинства менее развитых стран-членов ВТО средневзвешенная пошлина гораздо выше. Так, в Бразилии, Чили, Турции, Таиланде она составляет более 20%, а в Индии, Аргентине, Мексике и Венесуэле – превышает 30%. Россия, как обычно, болтается где-то посередине между развитыми и развивающимися. Хотя от первых значительно отстает по уровню развития и конкурентоспособности, а от вторых – по темпам роста.
Хуже всего дела обстоят в сельскохозяйственной сфере. Тут средневзвешенный тариф в целом по ВТО достигает 62%, а у нас – лишь 21%, причем после вступления его придется снизить до 19%. То есть уровень тарифной защиты российского аграрного рынка составит менее трети от среднего. При этом другие защитные меры применять станет гораздо труднее, чем сейчас. В ВТО все эти процедуры строго регламентированы, и если страна делает принимает какие-то меры без должного согласования с заинтересованными партнерами, они начинают тяжбу против нее.
Пострадает не только защита, но и поддержка сельского хозяйства. Согласно договоренностям с ЕС, в ближайшие несколько лет максимальный объем субсидирования аграрных предприятий в России может составить $9 млрд в год, но затем он должен снизиться до $4,4 миллиарда. Это практически тот уровень, который существует сейчас. А ведь были времена, когда наши переговорщики требовали установить лимит в $19 миллиардов! Не прошло. Конечно, можно тратить сколько угодно на меры в рамках "зеленой корзины" – развитие транспортной инфраструктуры села, строительство жилья, научные исследования. Но поможет ли это российским фермерам выжить, если рынок будет завален более субсидированной импортной продукцией? Вряд ли. К слову сказать, Евросоюзу, где площадь сельхозугодий меньше российской на порядок, разрешено дотировать фермеров на $50 млрд в год. Кроме того, он имеет право устанавливать тарифные квоты на 80 товарных категорий, а Россия – только на пять.
Таким образом, вступление в ВТО произойдет практически незаметно для потребителя. Но вот производителям, особенно в аграрной сфере, не заметить его будет просто невозможно. Усилится борьба за растущий российский рынок, а позиции наших экспортеров сельскохозяйственной продукции будут заметно подорваны. Так что мировой житницы из России может не получиться, придется довольствоваться ролью энергетического придатка.