Путин подписал приговор своему детищу

Читать в полной версии →
Премьер утвердил график реорганизации госкорпораций: они будут преобразованы в другие структуры или ликвидированы. Фактически власть признала провал идеи, которую большинство экспертов изначально называли крайне неудачной


ФОТО: ИТАР-ТАСС



Российское правительство разработало план реорганизации государственных корпораций. Фактически власть официально признала провал идеи, которую большинство экспертов с самого начала называли крайне неудачной. Теперь часть соответствующих структур будет преобразована, а некоторые и вовсе ликвидированы. Однако порождать монстров зачастую гораздо проще, чем уничтожать. Так что умирать им предстоит постепенно: агония будет продолжаться до 2015 года.

Как стало известно газете "Коммерсантъ", график реструктуризации утвердил еще месяц назад (29 декабря прошлого года) Владимир Путин. По сути, премьер подписал приговор собственному детищу. Все семь ныне существующих госкорпораций появились в 2007 году, на исходе его президентского срока. И лишь государственная компания "Автодор", которая также подлежит преобразованию, возникла во время правления Дмитрия Медведева. Причем уже после того, как он сам весной 2009 года поручил правительству разработать программу реформирования госкорпораций с возможным преобразованием в коммерческие структуры.

Бурные споры вокруг госкорпораций велись с момента их рождения. Уже тогда экономисты сомневались в целесообразности подобного начинания. В частности, серьезные возражения вызвало создание "Олимпстроя". По мнению ученых, гораздо проще было бы сформулировать цель каждого конкретного госзаказа и выставить его на тендер, вместо того чтобы формулировать задачу для сложной структуры, которой придется выполнять очень много функций. Многочисленные скандалы вокруг олимпийской стройки и регулярные кадровые перестановки в самой организации доказали справедливость этого мнения.

Предупреждали эксперты и о том, что госкорпорации станут отличной площадкой для коррупции и разбазаривания бюджетных средств. Действительно, когда организация накачивается государственными деньгами и при этом наделяется правом тратить их по своему усмотрению практически бесконтрольно, ее руководители ни капли не заинтересованы утруждать себя поиском более выгодных поставщиков. Особый статус и исключительная непрозрачность этих загадочных объединений (проверить деятельность госкорпораций даже государственным надзорным органам не так-то просто) полностью развязывает менеджменту руки.

За недолгий срок своего существования госкорпорации успели прославиться скупкой непрофильных активов, размещением "временно свободных" средств на банковских депозитах (вместо поиска и финансирования высокотехнологичных проектов) и сногсшибательными сумами зарплат и бонусов, выплачиваемых руководству. Особенно нашумела история с генеральным директором Фонда содействия реформированию ЖКХ Константином Цициным, который по итогам 2008 года "заработал" вознаграждение в 16,5 млн рублей. Деньги пришлось вернуть, а доходы руководителей госкорпораций были четко структурированы - базовый оклад, соцпакет и премии, которые рекомендовалось выплачивать не регулярно, а лишь за конкретные достижения.

Но даже после такого "испытания" работники госкорпораций отнюдь не обеднели, и их доходы по-прежнему кажутся контролирующим органам излишне высокими. Буквально на днях глава Счетной палаты Сергей Степашин выступил в Госдуме с предложением создать реестр зарплат сотрудников данных структур, ограничив их размер. Размер и правда впечатляет: топы получают в среднем более 500 тыс. рублей в месяц (почти в два раза больше оклада президента), среднее звено - около 150 тыс. руб., рядовые специалисты - порядка 90 тыс. рублей.

С позицией Счетной палаты трудно не согласиться: при таких солидных зарплатах эффективность работы госкорпораций стремится к нулю. Например, "Роснано" создавалась для совершения большого технологического скачка, но в сфере высоких технологий страна все так же топчется на месте. Не удивительно, что эта структура первой попала под раздачу. В декабре Путин заявил, что с 2011 года она преобразуется в открытое акционерное общество.

Чуть более успешной можно признать деятельность "Ростехнологий". Но и ее положительные примеры меркнут на фоне проблем "АвтоВАЗа", входящего в зону ответственности корпорации. Оказавшийся на грани банкротства завод удержался на плаву исключительно за счет государственных программ поддержки автопрома, и будущее волжского гиганта по-прежнему туманно - спонсировать потребительский спрос бесконечно правительство вряд ли сможет.

Меньше всего претензий вызывают две структуры - Агентство по страхованию вкладов и Внешэкономбанк. Они и впредь будут занимать особое положение, только называться станут "юридическими лицами публичного права". Правда, такой формы в российском законодательстве пока нет, и Минэкономразвития готовит специальные поправки в Гражданский кодекс. Их планируется внести в правительство в третьем квартале, в Госдуму – в четвертом квартале текущего года. К концу 2012 года АСВ и ВЭБ должны получить новый статус.

"Автодор" предполагается преобразовать в акционерное общество к 2013 году. Форма реорганизации "Ростехнологий" и "Росатома" пока не определена. "Олимпстрой" после завершения Олимпиады 2014 года будет упразднен. Возможно, такая же судьба ожидает Фонд содействия реформированию ЖКХ, с этим вопросом власти еще до конца не определились. В любом случае, уже недалек тот день, когда госкорпорации уйдут в историю. И, возможно, по меткому выражению одного из экспертов, попадут в учебники экономики в качестве примера того, как не надо делать.

Мария ТРИФОНОВА |
Выбор читателей