ФОТО: ИТАР-ТАСС |
Эффект разорвавшейся бомбы произвел именно тот факт, что о происходящем заговорил сотрудник суда. Выносить сор из корпорации не принято, а помощник судьи – это человек, потенциально претендующий на должность судьи, никакими другими коврижками мало-мальски способного юриста на тяжелую работу с грошовой зарплатой не заманишь.
Вчерашнее выступление ставит крест на карьере Васильевой, это как минимум: в Мосгорсуде уже намекнули на возможность уголовного преследования. Главный вопрос, на который теперь пытаются ответить представители юридической общественности, журналисты и политологи: зачем ей вообще понадобилось это делать?
Имеются три наиболее популярные версии. Согласно одной из них, Васильева работает на защиту "ЮКОСа", поскольку ее рассказ (который пресс-секретарь Мосгорсуда Анна Усачева назвала провокацией) ставит под вопрос приговор, вынесенный Ходорковскому и Лебедеву. Версия с трудом выдерживает критику: "дело "ЮКОСа" – слишком громкое, чтобы пытаться на нем заработать. Автора подобных заявлений будут просвечивать только что не с рентгеном, а любая материальная выгода выйдет ему боком.
Еще одна версия: Васильева выражает мнение судьи Данилкина, который таким образом пытается оправдаться за несправедливый приговор. "Я не исключаю, что к этому выступлению имеет какое-то отношение сам председатель Хамовнического суда Виктор Данилкин, который таким образом пытается спасти свою репутацию и дать понять, что если он и приговорил Ходорковского и Лебедева к 13,5 годам лишения свободы, то под большим давлением", – заявил политолог Станислав Белковский изданию "Свободная пресса".
Еще одну гипотезу выдвигает политолог Евгений Минченко – он не исключает, что атака направлена на председателя Мосгорсуда Ольгу Егорову и может быть связана с борьбой групп влияния, сформировавшихся в окружении правящего тандема. (Егорову относят к людям вице-премьера Игоря Сечина, вокруг которого консолидируется так называемая "группировка силовиков".) Он напоминает, что интервью Васильевой появилось практически одновременно с еще одной информационной кампанией – о "дворце Путина" в Геленджике. "Идет масштабная компания, направленная против Путина", делает вывод политолог.
Примечательно, что "дело "ЮКОСа" за последние несколько дней поминают не первый раз. Первого февраля Дмитрий Медведев предложил провести общественную экспертизу по резонансным делам, в том числе делу Ходорковского и Лебедева. Это всерьез испугало судей – 10 февраля президиум Совета судей обратился к председателю КС Валерию Зорькину с просьбой оценить идею на предмет ее соответствия Конституции, выразив опасения, что такая практика может стать формой давления на суд.
По любопытному стечению обстоятельств, интервью Васильевой появилось в один день с разъяснением Валерия Зорькина о том, что публичный анализ громких уголовных дел полезен и "может содействовать устранению неправомерного влияния на приговор суда иных ветвей власти".
Такую череду совпадений просто невозможно считать случайной. Очевиден сбой в вертикали политуправления. И сбой явно носит системный характер: даже если различия во взглядах Медведева и Путина пока не приводят к серьезным противоречиям внутри тандема, сформировавшиеся вокруг них группы влияния будут стремиться расширить любую, пусть самую микроскопическую щель. И, кажется, она уже достаточно велика, чтобы попытаться загнать в нее "дело "ЮКОСа".