|
В поддержку документа высказались только единороссы. Между тем, коммунисты посчитали, что договор абсолютно не отвечает интересам РФ. "Справедливая Россия" и ЛДПР также были недовольны документом, но предпочли просто не голосовать. За ратификацию договора проголосовали 311 депутатов, против - 57.
Договор устанавливает четкие границы суверенных прав и юрисдикции России и Норвегии. Также документ предусматривает продолжение двустороннего сотрудничества в рыболовстве и определяет режим совместной эксплуатации трансграничных месторождений углеводородов.
Стоит заметить, что документ особенно важен в контексте установления внешней границы континентального шельфа России в Северном Ледовитом океане. После 30-летнего моратория он наконец позволит странам беспрепятственно осваивать нефтегазовые месторождения арктического континентального шельфа. На материковой части Арктики могут располагаться около 13% пока что неразведанных мировых запасов нефти и 30% запасов газа.
Утверждение договора позволит добывать ресурсы и на спорных участках, которые очень богаты углеводородами, полагают эксперты. Глава российских переговорщиков Роман Колодкин ранее отметил, что документ полностью отвечает интересам России, которой отходит большая часть спорной зоны - чуть более 860 тыс. квадратных километров. Норвегия получит около 510 тыс. квадратных километров.
Разграничение рассматривается как справедливое обеими сторонами, но, по словам дипломата, договор не разрешает разногласий сторон по разграничению морских пространств в районе Шпицбергена. При этом Госдума не поддежала подготовленный КПРФ проект заявления о том, что Россия не отказывается от разногласий с Норвегией относительно Шпицбергена и не признает установленную Королевством 200-мильную рыбоохранную зону вокруг архипелага, выраженную в ноте посольства СССР в Норвегии от 15 июня 1977 года и подтвержденную в ноте посольства РФ в Норвегии от 17 июля 1998 года.
Помимо этого, депутаты поддержали заявление, подготовленное комитетом по международным делам. В заявлении отмечается, что Госдума ратифицирует договор при условии, что "он не наносит какого-либо ущерба правам и обязательствам сторон по другим международным договорам" и "не должен негативно влиять на возможности каждой из сторон в области рыболовства".