Авигдор Либерман. ФОТО: AP |
До принятия такого закона, инициаторами которого были представители так называемой "русской" партии "Наш дом Израиль", государство выплачивало пособия своим гражданам, занявшимся террором: их семьям, в случае, например, подрыва террориста-смертника, выдавалось пособие "за потерю кормильца", а воин джихада, покалеченный в процессе изготовления бомбы, вполне мог рассчитывать на пособие за потерю трудоспособности.
Теперь этому положен конец – за антигосударственную деятельность, терроризм, шпионаж в Израиле будут лишать паспорта. Несмотря на то что закон не противоречит никаким международным конвенциям, так как направлен против отдельных личностей, а не групп населения, живущие в Израиле арабы называют его "фашистским" и настаивают на том, что он ущемляет их права. Поскольку это те же люди, которые утверждают, что терроризм не имеет национальности, и говорят в интервью, что израильское гражданство крайне их тяготит, сложно понять, отчего они уверены, что закон ударит по арабам в целом и по ним в частности.
Лишиться гражданства в результате ввода нового закона в действие может, например, арабская депутатка Кнессета Ханин Зуаби. Именно она не раз заявляла в интервью западным СМИ, как неприятно ей обладать израильским паспортом. Ее мечта избавиться от оного может сбыться – за то, что Зуаби участвовала в антиизраильской флотилии с судном Мави Мармара, она может лишиться не только депутатской неприкосновенности, но и синего паспорта с семисвечником, с которым так удобно путешествовать по странам Европы.
Подобная перспектива многим из тех, кому новый закон может испортить жизненный комфорт, кажется крайне унылой. Как обычно в такой ситуации, начались поиски врага. И, как обычно, увенчались успехом. Инициировавшая закон партия НДИ – преимущественно партия выходцев из СССР и России, и возмущение арабов по поводу того, что их право заниматься антигосударственной деятельностью будет грубо попрано, вылилось на их головы.
В Израиле сегодня проживают свыше миллиона граждан-арабов и свыше миллиона русскоязычных репатриантов. Эти две общины не часто соприкасаются друг с другом в ежедневной жизни, но периодически между их представителями в Кнессете возникают трения. Одной из причин трений являются, например, вопросы лояльности. "Русские" активно служат в боевых частях, где их процент очень высок, а арабы не служат вообще, имея при этом ряд льгот как меньшинство. При этом израильские арабы регулярно участвуют в терактах, содействуя палестинским группировкам.
К любителям всюду искать направленный против арабов расизм можно отнести депутата Афо Агбария: в ходе дискуссии в Кнессете о законе против террора он решил, что лучшим доводом будет оскорбительное расистское высказывание в адрес депутатки Анастасии Михаэли. Этническая русская, Михаэли давно приняла "гиюр" и перешла в иудаизм. Арабский депутат высказался о ней в духе "понаехали тут" и назвал ее словом, которое, в частности, означает развратную женщину.
Пока это его проявление права на свободу речи ожидает обсуждения в парламентской комиссии по этике, в Израиле вспомнили, чем еще именно недавно отличился этот депутат. Он инициировал обсуждение в парламентском лобби темы расизма в русскоязычных СМИ Израиля, на котором обсуждалось заказное исследование группы "либеральных активистов". Об уровне исследования достаточно сказать, что те, кто его проводил, не имеют понятия о сборе данных, а в раздел примеров "расистских цитат" попали фразы о том, что "Барак Обама – представитель сынов Хама", и что "практически все теракты в Израиле совершаются мусульманами".
Таким образом, борьба арабов за право вольно заниматься терроризмом и шпионажем, сохраняя израильский паспорт, вылилась в итоге в противостояние двух больших общин. Арабы последние двое суток жгут израильские флаги и портреты того, кого объявили своим главным врагом, – министра иностранных дел Израиля, главу партии "Наш дом Израиль" Авигдора Либермана.
Проклятия, посылаемые на его голову за то, что благодаря его деятельности пособникам терроризма и врагам государства стало менее вольготно жить на Святой земле, вкупе с сжиганием на демонстрациях его портретов и израильских флагов, привели к тому, что группа юристов обратилась юридическому советнику правительства адвокату Иегуде Вайнштейну с просьбой возбудить уголовное дело против демонстрантов. Обеспокоенные представители юридического форума заявили, что все это может привести к убийству Либермана. Политическое убийство в Израиле на этой почве уже случалось – так был убит Рэхавам Зееви, один из самых ярых израильских правых, специалист по борьбе с террором, апологет применения жестких мер против джихадистов.
Чем кончится нынешнее противостояние, пока не известно. Но израильтяне пришли к выводу, который сформулировал другой "русский" депутат, Алекс Миллер: "Демократия должна иметь возможность защищать себя от тех, кто, пользуясь всеми привилегиями, старается нанести ей вред. Речь идет не только о лояльности стране, а о праве страны на самозащиту".