Ливийский повстанец. ФОТО: AP |
Вчера, например, повстанцы выразили крайнее недовольство действиями сил НАТО и даже пригрозили пожаловаться в Совбез ООН. "Силы НАТО действуют крайне медленно, позволяя войскам Муаммара Каддафи перемещаться и входить в города, после чего сделать что-либо уже поздно", – сказал на пресс-конференции в Бенгази глава генштаба Национально-освободительной армии Ливии Абдель Фаттах Юнис.
А в понедельник представитель Национального переходного совета Али Ауджали на пресс-конференции в Вашингтоне объяснял, что наземная операция западных сил не нужна, так как приманит в Ливию "Аль-Каэду", которой пока там и в помине нет. "Мы способны побеспокоиться о Каддафи самостоятельно. Но нам по-прежнему необходимы авиаудары коалиции и помощь в виде снабжения", – подчеркнул Ауджали.
По всей видимости, ливийские борцы за демократию получат и то, и другое. При этом в Белом доме и в Пентагоне изо всех сил зажмурятся, чтобы, не дай бог, не заметить ряд неприятных фактов и хорошо знакомых им имен.
В частности, имя 51-летнего Абу Суфьяна бен Куму, ливийского ветерана, уроженца города Дерны, пойманного американскими войсками в 2001 г. в Афганистане и отсидевшего несколько лет в тюрьме Гуантанамо по обвинению в террористической деятельности и связях с бен Ладеном. Затем бен Куму передали на поруки Каддафи, который продержал его в тюрьме семь лет, после чего выпустил в рамках амнистии. Теперь он является одним из главных "играющих тренеров" восточноливийской оппозиции и работает в паре со своим старым коллегой, о котором мы уже писали, – Абдель-Хакимом Аль-Хасиди, тоже уроженцем Дерны. Аль-Хасиди, которого американцы взяли в 2002 г. в Пакистане, куда он бежал из Афганистана, "топтал" те же зоны в Гуантанамо и Ливии, что и Абу Суфьян бен Куму.
На днях Аль-Хасиди, который США известен как вербовщик бойцов с американскими войсками в Ираке, заявил журналистам The Daily Telegraph: "Муаммар Каддафи старается разделить ливийский народ. Он утверждает, что мы создали исламский эмират в Дерне, а я являюсь эмиром. Это неправда, он пользуется тем фактом, что я – бывший политический узник". Он также объяснил изданию, что сейчас гораздо меньше ненавидит американцев, так как они "искупают свою вину". Ну, а чтоб окончательно завоевать доверие Аль-Хасиди и его партнера бен Куму, от американцев требуется пустяк – "Стингеры", и побольше.
Однако Аль-Хасиди не всегда высказывается в прессе столь умеренно, блюдя имидж "политзаключенного". Репортеру Le Journal du Dimanche он заявил перед тем, как "отбыть на передовую", что в случае начала наземной операции правила игры могут измениться и любовь к США увянет очень быстро. О том же, только другими словами, говорил и Ауджали на пресс-конференции в Вашингтоне...
Среди борцов за свободу стало подозрительно много похожих на Аль-Хасиди персонажей. Репортер Le Journal du Dimancheописал еще одного сурового воина, имеющего в качестве стильных аксессуаров автомат Калашникова и спутниковый телефон, по которому он отдавал приказы. Поговорить с ним журналисту не позволили, сообщив лишь, что этот суровый воин сражается не за Ливию – он сражается за Аллаха.
Конечно, в Белом доме могут игнорировать прессу, эту продажную девку Муаммара Каддафи. Но заодно приходится игнорировать собственные источники. Дипломатическая переписка 2008 г., обнародованная WikiLeaks, описывает Дерну как инкубатор для выращивания боевиков, в том числе и для "службы джихаду" в Афганистане и Ираке. В частности, в переписке цитировался местный бизнесмен, который выражал обеспокоенность тем, что "безработным, ничем не занятым молодым людям из восточной Ливии нечего терять, поэтому они готовы принести себя в жертву любому делу, которое кажется им великим, и поэтому они легкая добыча для любой экстремистской группировки".
Благодаря насильственной демократизации Ливии всем этим людям действительно стало чем заняться. Так что Белому дому надо бы уже начинать искать деньги на финансирование комиссии по расследованию того, кому была выгодна ливийская операция, обеспечившая щедрую порцию оружия и еще один плацдарм для "Аль-Каэды".
## AP ©