Кредитки стали ненадежны

Читать в полной версии →
Российские банки не стесняются говорить, что они хозяева своих слов и денег: захотели – дали, захотели – забрали. А клиент должен молчать в тряпочку, платить и радоваться, что ему вообще что-то дают




Друзья в шутку называют меня "пионеркой". Имеется в виду не приверженность коммунистическим принципам, а моя любовь к опробованию всего нового. Так, когда-то я в первых рядах отправилась обзаводиться кредитной картой. Теперь, похоже, стану одной из первых, кто решит от кредиток отказаться. Во всяком случае, до тех пор, пока в России банки будут вести себя так, будто делают одолжение своим клиентам.

Первые шалости с кредитками банки стали позволять себе еще до кризиса. Мой тогдашний банк резко увеличил кредитный лимит по карте, не сочтя нужным не то что поинтересоваться моим мнением по этому поводу, но даже сообщить о произошедшем изменении. "А что, вы против увеличения кредитного лимита?" – искренне удивилась сотрудница банка в ответ на мою претензию. Мне так и не удалось объяснить, что клиент имеет полное право быть против. Во-первых, у меня профессия, при которой появление на счету "лишних" денег скорее настораживает, нежели радует. Во-вторых, моя знакомая, благодаря такому же тайному увеличению лимита налетела на траты, которые не собиралась совершать. Все просто: большая часть людей высчитывают свои траты по остатку на счете, а не держат в уме уже совершенные расходы.

После кризиса изменился вектор шалостей – кредитные лимиты начали, наоборот, сокращать. Однако принцип действий остался тем же: не спрашивать мнения клиента и даже не извещать его о происшедшем. О том, как у меня из-за этого чуть не сорвалась установка входной двери в квартире, я уже рассказывала. На банк мое возмущение не оказало никакого воздействия. Более того, смена банка тоже оказалась бесполезной. Новая кредитка оказалась еще более непредсказуемой: банк то сокращал, то увеличивал лимит несколько раз за год. Утешали только две вещи. Во-первых, об изменениях меня все же информировали посредством SMS. А во-вторых, эта кредитка, в отличие от предыдущей, давала возможность платить за покупки в Интернете. До тех пор, пока в этом месяце банк не прислал мне новую кредитку взамен той, у которой кончился срок действия.

Нужно сказать, что в последнее время я покупаю в Интернете все чаще. Это удобнее, чем пытаться выкроить время в рабочем графике или тратить несколько часов в выходные, чтобы дотащиться по пробкам до торгового центра. Да и цены в Сети гораздо адекватнее, чем на магазинных прилавках. А уж оплата через Интернет коммунальных платежей даже изо всех сил пропагандируется. Видимо, мой банк понял, что на этом интересе можно заработать.

Первый раз я почуяла неладное, пытаясь оплатить забронированные через известнейший онлайновый ресурс авиабилеты. Система упорно сообщала, что платеж не проходит. Звоню в банк. Может, говорю, проблема в том, что кредитку заменили? Да нет, отвечает девушка, счет тот же самый, так что дело не в этом. Просто банк считает данный ресурс небезопасным и платежи по нему не проводит. Я, скажу честно, удивилась. Ресурс, повторяю, известнейший. В том числе – надежностью. Международный, надо сказать, ресурс. Ну, хозяин – барин. Может, у банка повышенные требования к безопасности, подумала я и отправилась платить через салон связи.

А вскоре сделала заказ на известном интернет-портале – и платеж снова не удался. Причем ранее я уже делала там несколько заказов и всегда без проблем расплачивалась кредиткой. Звоню в банк опять. Девушка вновь пытается объяснить отказ в платеже небезопасностью ресурса, но после моего возражения, что прежней кредиткой все прекрасно оплачивалось, резво переводит меня на специалиста по имени Александр. Тот ошарашивает меня известием: "Для вашей карты интернет-платежи не предусмотрены". Подождите, говорю, а как же раньше? "Не предусмотрены", – повторяет Александр. Хотите платить через Интернет – берите "золотую" карту. Тарифы и обслуживание которой, замечу, гораздо дороже обычных.

В общем, все понятно: ребята решили немножко больше заработать на клиенте. Но все же, упорствую я, почему раньше платежи проходили? Банк не досмотрел, что ли? Но тогда его надежность внушает мне сомнения. "Да банк вообще может запретить вам любую операцию! – восклицает в сердцах Александр. – Это наши деньги, и мы можем их дать, а можем не дать!"

А вот теперь все стало предельно ясно. Банк искренне полагает, что, давая мне в долг деньги, он не накладывает на себя абсолютно никаких обязательств – требуя при этом с меня невероятные по меркам нормальных стран проценты и сдирая всяческие полузаконные комиссии. Ну, представьте себе, что вы дали в долг приятелю на год, а назавтра забираете деньги назад без объяснения причин. Проделай такое банк в любой развитой стране – мы бы скоро услышали о его банкротстве. У нас банки не стесняются говорить, что они хозяева своих слов и денег: захотели – дали, захотели – забрали. А клиент должен молчать в тряпочку, платить и радоваться, что ему вообще что-то дают.

Да, кстати, в ответ на мой вопрос, будет гарантирован ли интернет-платеж, если я разорюсь-таки на "золотую карту", Александр важно сказал, что "банк не обязан гарантировать что-либо". После чего я подумала, что, пожалуй, готова гарантированно перестать пользоваться услугами этого учреждения. И, учитывая уже накопленный опыт работы с другими банками, как западного, так и отечественного розлива, даже вообще отказаться от пользования российской банковской системой.

Не удобно, понимаю. Но что делать. Похоже, доморощенные банкиры в отсутствие конкуренции нормальных банков мирового уровня превратились в систему, аналогичную советской торговле, когда на любые претензии отвечают: "Не нравится – не берите". Пожалуй, и правда, не стоит брать. Мы без них проживем. Они, в условиях нежной заботы государства о жутко суверенной, пусть и "совковой" финансовой системе, видимо, тоже. Что ж, значит, так и будем жить порознь.


Обсудить на Facebook

Татьяна СОЛЯНАЯ |
Выбор читателей