|
Место в центре Лубянской площади пустует с августа 1991 г., когда был демонтирован монумент, установленный в память основателя Всероссийской чрезвычайной комиссии (ВЧК) Феликса Дзержинского. До сих пор среди членов комиссии по архнадзору действовало негласное правило: не ставить там никаких скульптур. У городских властей сложилось мнение, что решение о судьбе этого места следует принимать будущим поколениям.
Однако с недавних пор в соответствующие органы начали поступать предложения о том, чтобы вернуть памятник главе ЧК на законное место либо установить там новую скульптуру.
В частности, депутаты Госдумы от ЛДПР и КПРФ в 2009 г. предлагали вернуть на Лубянскую площадь памятник Дзержинскому. В марте 2011 г. комиссия отклонила идею скульптора Виктора Воробьева об установке на этом месте памятника русскому царю Ивану III. С такой инициативой художник обратился к спикеру Совета Федерации Сергею Миронову, который, в свою очередь, переадресовал этот запрос столичному мэру Сергею Собянину. А недавно в столичные органы власти поступило предложение о переносе на пустующее место знаменитого памятника Юрию Гагарину, который более 30 лет назад установлен на одном из главных проспектов Москвы.
Идея установить монумент первому космонавту напротив здания госбезопасности вызвала бурное обсуждение в обществе. Мнения специалистов и активистов-общественников разделились. Например, архитектор Алексей Муратов посчитал, что перенос памятника - не такая уж пустая затея. "На Лубянке понизится пьедестал, и "Железный Юрий" наверняка опустится на землю, потому что площадь маленькая и совершенно другой масштаб. С другой стороны, может быть и позитивное зерно, если он как-то заменит "железного Феликса", и этот разговор уже стихнет навсегда", - сказал он.
А вот координатор общественного движения "Архнадзор" Рустам Рахматуллин к идее переноса памятника отнесся со скеписом. "Я думаю, что это несерьезное предложение, и решение предопределено, - сказал он в беседе с корреспондентом "Yтра". - Конечно, это совершенно невозможно и бессмысленно, не только затратно, но и художественно неверно: памятник сомасштабен площади Калужской заставы, Лубянская площадь же отстраивалась в другом масштабе. Поэтому абсолютно невозможно здесь себе представить не просто иной памятник, а иной по характеру, по стилю: Дзержинский - классицистическая вещь, Гагарин - модернистская вещь. Дзержинский - стела, и если отвлечься от того, кто это, то это фигура, вписанная в острый конус, это стела, организующая круговое движение, такую круглящуюся площадь. Гагарин, наоборот, масса - мышечная, физическая, - нарастает кверху. И там принципиально противоположный ход. Это несерьезное предложение".
Отметим, что в повестку сегодняшнего заседания Комиссии по монументальному искусству кроме вопроса о Лубянской площади включены вопросы о возведении в Москве памятников музыканту Мстиславу Ростроповичу, академику Андрею Сахарову, ликвидаторам последствий аварии на Чернобыльской АЭС и нескольких других. Кроме того, эксперты намерены рассмотреть вопрос о возможном переносе памятника первопечатнику Ивану Федорову, расположенному неподалеку от Никольской улицы.