ФОТО: ИТАР-ТАСС |
Впервые за три года управления страной Медведев решил пообщаться с журналистами в формате большой пресс-конференции. Мероприятие прошло в "Сколково". Путин все семь пресс-конференций на президентском посту проводил в Кремле. Прибегал Владимир Владимирович и к помощи модератора – своего пресс-секретаря. Медведев провел мероприятие максимально демократично, сам выбирая из тянущих руки журналистов тех, кто будет задавать вопрос.
В Московскую школу управления в Сколкове (одном из немногих уже построенных в "русской Силиконовой долине" объектов) должны были съехаться более 800 журналистов. Прессу доставляли в течение нескольких часов партиями из центра столицы на автобусах. Места в зале хватало не всем: конгресс-холл, где глава государства общался с прессой, рассчитан на 660 человек. Остальным пришлось следить за трансляцией в других залах инновационного центра. За места в "партере" чуть не разыгралась драка: значительное количество мест, зарезервированных под кремлевский пул журналистов, заняли представители региональных СМИ. Кремлевские журналисты смогли сесть только после 15 минут препирательств с региональными коллегами и привлечения пресс-службы Кремля.
Дмитрий Медведев вошел минута в минуту и поднялся на трибуну. За спиной главы государства находился экран с российским триколором, выполненный в "сколковском" стиле четко очерченными штрихами. Путин никогда не проводил пресс-конференции стоя и каждый раз бил временные рекорды предыдущей. Медведев провел на ногах почти два с половиной часа, подчеркнув, что не собирается "ставить рекорды".
Президент успел ответить на 42 вопроса, четыре из которых отобрал из числа пришедших по Интернету. Глава государства выбирал журналистов из секторов и, указывая на них пальцем, предлагал задать вопрос. Примерно через час в зале стало нарастать нетерпение, так как первоначальный регламент подразумевал лишь полтора часа общения. Из разных концов зала слышались выкрики "Дмитрий Анатольевич, Дальний Восток!", "Посмотрите на нашу трибуну!", "Дайте нам слово!". В воздух взметнулись написанные от руки таблички с восклицательными знаками, сердечками, названиями изданий, флажки республик. Были также замечены надписи "Желтое прессо", "А я – молодежь". Кто-то даже писал президенту в Twitter "Дайте слово девушке в четвертом секторе". Журналисты поднимали ноутбуки и айпады с названием изданий. Расчет, похоже, был на любовь президента к "яблочным" гаджетам – Медведев сам стоял на трибуне с айпадом, параллельно следя за судьбой Миронова.
Научный руководитель Центра политконъюктуры Алексей Чеснаков утверждает, что вся пресс-конференция прошла по новому формату. "Это новый "медведевский" стиль общения со СМИ, мне очень понравился. А у Путина были "путинские" пресс-конференции", – сказал эксперт корреспонденту "Yтра". Чеснаков отметил находчивость и умение главы государства отвечать на каверзные вопросы. Политолог не удивлен тем, что российский лидер так и не развеял интригу относительно второго президентского срока: "За семь месяцев до парламентских выборов и за десять месяцев до президентских еще как стоит интриговать, это нехорошо, если интрига пропадет".
Директор Института национальной стратегии Станислав Белковский с коллегой согласен. По его словам, Медведев сделал все возможное, чтобы "дистанцироваться от Путина на уровне эстетики". Если у Путина был длинный стол, то Медведев стоял за маленькой трибуной, сам предоставлял слово журналистам, цензура была минимальна. Но, что касается содержания ответов, ничего действительно важного, по мнению политолога, глава государства не сказал. "Его главный мессидж – скорее всего, он пойдет на президентские выборы, но формально объявлять это до декабря нельзя, иначе будет нанесен ущерб "Единой России", которая пытается мобилизовать ресурс на выборы посылами о том, что Путин может вернуться", – заявил эксперт корреспонденту "Yтра". В остальном же, считает он, Медведев говорил банальности: "Он любитель заявлений юридически безупречных, но политически бессодержательных".
"Вместо того чтобы использовать эту громкую трибуну для сверх ожидаемых заявлений о намерениях баллотироваться, либо использовать привычную тактику новых обещаний и постановки амбициозных задач, он сделал новостью отсутствие таковых заявлений и несколько часов занимался решением лишь одной задачи: формулировки своего политического образа", – выразил разочарование первый зампред ЦК КПРФ Иван Мельников. По словам политика, пресс-конференция выполняла имиджевые задачи: Медведев говорил о своих различиях с прежними руководителями страны и "старался выглядеть не предметом культа, а президентом земных категорий".