Исландский вулкан вновь угрожает авиасообщению над Европой

Читать в полной версии →
Воздушное пространство островной страны закрыто из-за начавшегося извержения Гримсвотна,пепел которого поднялся на высоту на 20 километров. Европа надеется, что извержение вулкана не нарушит авиасообщения над материком


ФОТО: АР



Всем, кто часто летает Европой, стоит скрестить пальцы и загадать, чтобы "синдром Эйяфьятлайокудля" не вернулся. Дело в том, что в Исландии проснулся вулкан, который может добиться печальной славы своего собрата с непроизносимым названием. Пепел Гримсвотна уже поднялся на высоту 20 км, что стало причиной закрытия воздушного пространства Исландии.

В управлении гражданской авиации Исландии Isavia отметили, что пока не могут сказать, каков будет масштаб последствий от выбрасываемого в воздух вулканического пепла. Известно, что до понедельника, 23 мая, европейские авиаперевозчики могут спать спокойно - до этого срока Гримсвотн им точно не помешает.

При этом исландские власти надеются, что транспортный коллапс, вызванный в прошлом году извержением Эйяфьятлайокудля, не повторится. Стоит ли говорить, что на это рассчитывает вся Европа. По мнению экспертов, Гримсвортн не должен повторить антидостижение вулкана-земляка.

Последний раз Гримсвотн просыпался в 2004 году, но нынешнее извержение, которое продлится еще как минимум несколько дней, уже мощнее того, что произошло семь лет назад. Всего же за историю наблюдений зафиксированы десятки извержений Гримсвотна.

Напомним, в конце марта 2010 г. началось извержение вулкана Эйяфьятлайокудль. Выбросы пепла стали причиной самого масштабного закрытия воздушного пространства над Европой со времен Второй мировой войны. В частности, полеты были полностью приостановлены над Великобританией и Данией. Убытки от закрытия аэропортов в общей сложности составили $1,5-2,5 млрд, более 10 миллионов пассажиров пострадали от перебоев авиасообщения.

Позже ученые признали обоснованным закрытие воздушного сообщения в связи с извержением Эйяфьятлайокудля. Вулканический пепел опасен из-за сильного ухудшения видимости и риска попадания в турбину самолета. В этом случае его частицы могут расплавиться и облепить лопасти турбины. В результате температура в двигателе опустится ниже допустимой черты и он просто остановится.

Проанализировав образцы пепла вулкана Эйяфьятлайокудль, ученые пришли к выводу, что он был необычно мелким. Если обычно количество частиц пепла размером 10 микрометров составляет не больше 2% от всех выбросов вулкана, то в пепле Эйяфьятлайокудля их было целых 20%. Мелкие частицы, как правило, не опускаются на землю, а разлетаются на большие расстояниях от вулкана, и поэтому особенно опасны.

Кроме того, большинство частиц из-за особенностей извержения имело неправильную форму с острыми краями. Такие фрагменты очень опасны для людей, поскольку могут серьезно повредить легкие. Кроме того, благодаря большой площади своей поверхности, такие частицы могут переносить на себе вредные вещества.

Выбор читателей