ФОТО: РБК |
Кроме этого, маячки предлагается оставить только сотрудникам правоохранительных органов, скорой помощи, противопожарной службы и других оперативных и специальных служб. Определить полный перечень этих организаций предлагается правительству России. Оборудовать мигалками, согласно законопроекту, можно будет только служебные машины с соответствующими надписями и обозначениями.
"Существующий недопустимо мягкий режим установки и использования специальных сигналов привел к появлению огромной массы транспортных средств, оборудованных специальными сигналами, что ограничивает конституционное право каждого на равенство перед законом. Кроме того, эти тенденции существенно снижают безопасность дорожного движения", - говорится в пояснительной записке к законопроекту.
В феврале комиссия по безопасности дорожного движения под председательством вице-премьера Игоря Шувалова поручила министерствам и ведомствам упорядочить использование проблесковых маячков в связи с негативной реакцией населения. Однако, по мнению экспертов, новый этап борьбы с "мигалками" к реальному решению вопроса не приведет, а лишь коснется отдельных служб, которые не замечены в систематическом нарушении правил дорожного движения.
В конце апреля руководитель управления делами президента России Владимир Кожин заявил, что только по столице на машинах со спецсигналами ездят около 900 чиновников. А по всей России, по оценкам общественных организаций, насчитывается от двух до 7,5 тыс. машин с "мигалками". Однако Кожин убежден, что никто так сильно не страдает от сирен, "мигалок" и "крякалок", как люди, по долгу службы вынужденные передвигаться в правительственных лимузинах, но у чиновников попросту нет иного выбора.
В мае премьер-министр России Владимир Путин подписал постановлениеt, согласно которому в России стало всего на два проблесковых маячка меньше. Документ предписывает сократить количество машин с "мигалками" в МВД со 142 до 140, а количество автомобилей, оборудованных спецсигналом, у Министерства обороны увеличить с 21 до 23. Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия, Росинформтехнологии и Росстрахнадзор лишились своих единственных "мигалок". Зато Федеральная служба по аккредитации, наоборот, обзавелась своим первым маячком.
Проблема "мигалок" обострилась в последние годы после ряда громких ДТП с участием высокопоставленных чиновников. Только с начала года и только в Москве уже случилось несколько подобных аварий. Широкий резонанс, в частности, вызвала авария с участием автомобиля вице-президента ЛУКОЙЛа Анатолия Баркова, которая произошла 25 февраля текущего года. А в январе "Мерседес" с мигалкой, за рулем которого сидел сотрудник посольства Афганистана в Москве, сбил пешехода, переходящего дорогу по "зебре".
Под шквал критики, обрушившийся на владельцев мигалок, попал и режиссер и, по совместительству, председатель общественного совета при Минобороны РФ Никита Михалков. Но от причитающегося ему маячка он отказался, когда руководство Минобороны начало рассматривать вопрос о лишении режиссера этой привилегии, а позже покинул и почетный пост.
Недавно тема мигалок на машинах чиновников всплыла и в блогосфере. Один из московских студентов, которого отправили практиковаться в Госдуму, в интернет-дневнике рассказал, что происходит на заседаниях и в кулуарах "одной из святынь российской государственности". По его словам, "зал полон меньше чем на четверть, а те, кто есть, заняты чем угодно, кроме собственно заседания и законов"; "везде царит атмосфера разгильдяйства, даже в кресле председателя Морозова," - поделился впечатлениями студент. "Неужели вот на это вот они так усердно летят по встречке с мигалкой, рискуя жизнями простых граждан, просто чтобы тупо посидеть в зале, играя в айпад или читая газету? Все это грустно и стыдно. Стыдно за все это. Это не парламент, а офисная курилка," - подытожил практикант.
Большинство россиян, судя по опросам ВЦИОМ, считают, что депутатам не нужны спецсигналы на автомобиле. Каждый третий россиянин считает нужным забрать "мигалки" у Генеральной прокуратуры и Следственного комитета, каждый четвертый - у всех силовых структур. Традиционная нелюбовь участников дорожного движения к привилегированным водителям в какой-то момент стала выливаться в общественные протесты, в частности, в "Движение синих ведерок".