Ходорковский просится на свободу

Читать в полной версии →
Экс-глава "ЮКОСа", которого на прошлой неделе приговорили к 13 годам тюрьмы, намерен добиваться условно-досрочного освобождения. Вместе с тем вину в хищении нефти, как и решения судов, Ходорковский признавать не собирается


ФОТО: ИТАР-ТАСС



Михаил Ходорковский, которого на прошлой неделе приговорили к 13 годам тюрьмы за хищение нефти и отмывание доходов, намерен просить об условно-досрочном освобождении. Об этом заявил сам экс-глава "ЮКОСа", который в письменном виде передал из СИЗО ответы на вопросы журналистов телеканала НТВ.

Ответы Ходорковского были зачитаны накануне вечером в программе "Центральное телевидение", которая стала первой за многие годы передачей об опальном олигархе на федеральном телеканале. На вопрос журналистов о том, почему он постоянно отказывается от помилования и УДО, экс-глава "ЮКОСа" заявил следующее: "Я отказываюсь признавать решения судов, поскольку их обжалуют. Но своим правом на условно-досрочное освобождение обязательно постараюсь воспользоваться".

Адвокат Ходорковского Вадим Клювгант сегодня пояснил РАПСИ, что его клиент не признает свою вину в хищении нефти, однако, согласно разъяснениям Конституционного суда РФ и Уголовно-процессуальному кодексу, может ходатайствовать об УДО. Юрист уточнил, что экс-глава "ЮКОСа" будет обращаться о досрочном освобождении в суд по месту заключения.

Другой адвокат Ходорковского Юрий Шмидт также подтвердил в интервью "Эху Москвы", что у его подзащитного есть право на УДО. Вместе с тем он не исключил, что подобный шаг приведет к новым репрессиям в отношении опального олигарха. "Нужно будет как-то мотивировать отказ в законном праве быть освобожденным досрочно", - разъяснил адвокат возможные мотивы властей.

Напомним, в декабре прошлого года Михаил Ходорковский и Платон Лебедев были признаны виновными в хищении добытой "ЮКОСом" нефти и отмывании заработанных на этом миллиардов долларов. Суд приговорил их к 14 годам колонии по ч. 3 ст. 160 ("Присвоение или растрата, совершенные с использованием своего служебного положения, а равно в крупном размере") и ч. 3 ст. 174.1 ("Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных в результате совершения преступления, организованной группой") УК РФ.

В середине марта этого года за осужденных вступились представители российской интеллигенции. Деятели искусства, журналисты и ученые с мировыми именами - всего 45 человек - подписали обращение к Международной правозащитной организации Amnesty International с просьбой немедленно признать Ходорковского и Лебедева узниками совести. На прошлой неделе правозащитники присвоили им этот статус.

В минувшую среду Мосгорсуд рассмотрел жалобу Ходорковского и Лебедева на вердикт Хамовнического суда. Гособвинение попросило суд сократить втрое вменяемый экс-главе "ЮКОСа" и бывшему председателю "МЕНАТЕП" объем похищенной нефти, но сам приговор оставить без изменения. В свою очередь, подсудимые настаивали на полной отмене приговора и прекращении уголовного дела за отсутствием состава и события преступления.

В итоге Мосгорсуд смягчил осужденным наказание, сократив срок заключения на один год. Таким образом, с учетом наказания по предыдущему делу, Ходорковский и Лебедев могут выйти на свободу в 2016 году.

Как считают эксперты, решение о досрочном освобождении Ходорковского будет зависеть от политической ситуации в стране. "Дело в том, что внутриполитическая ситуация достаточно серьезно меняется, и все будет зависеть от внутриполитической ситуации на тот период, когда Ходорковский подаст заявление об УДО. Если он намерен это сделать в ближайший год, то шансы на успех у него минимальны, потому что никто Ходорковского, который является политическим деятелем, из тюрьмы не выпустит. Но, судя по всему, власть дает сигнал, что она готова вести диалог, в том числе и с Ходорковским, об условиях его освобождения", - заявил "Yтру" эксперт Аналитического управления Центра политической конъюнктуры России Павел Салин.

Вместе с тем политолог выразил мнение, что позиция власти, согласно которой Ходорковский должен признать свою вину, не изменится. "Либо он подает прошение о помиловании, но тогда признает свою вину, либо он подает прошение об УДО. Но, на самом деле, это тоже будет означать признание Ходорковским своей вины. А если Ходорковский признает это, то у него уже не будет морального права идти в политику, потому что он признает себя уголовником", - подчеркнул Салин.

Согласен с Салиным и заведующий отделением социологии нацбезопансности и федерализма Института социально-политических исследований РАН Вилен Иванов. "Конечно, досрочное освобождение Ходорковского будет зависеть от решения сверху, от позиции наших руководителей. Медведев сказал, что Ходорковский не представляет угрозы для общества, что создает какую-то надежду на позитивное решение. Но принять решение об освобождении может только воля верхов. Освободить его досрочно - реально", - сказал эксперт "Yтру".

Иванов также выразил мнение, что власть не рискнет пойти на новые репрессии в отношении Ходорковского. "Это было бы нецелесообразно во всех отношениях. Если его вина достаточно велика и больше, чем суд уже определил дважды, то у суда была возможность эту вину учесть. А все начинать по новой, это вызвало бы, как минимум, непонимание в обществе, общественный резонанс", - отметил он.

Выбор читателей