|
Предвыборная экономика – это всегда в значительной степени экономика обещаний, отметил директор департамента стратегического анализа ФБК* Игорь Николаев на очередном заседании экономического клуба ФБК, посвященного данной теме. Но текущий цикл отличается особым размахом. "Каждый день мы слышим что-то новое – то премьер-министр на совещании в Тольятти заявляет о беспрецедентном увеличении военных расходов, то президент после посещения детской больницы обещает резкий рост зарплат врачам", – напомнил эксперт. Подобным образом закладывается серьезная мина под будущее экономики, и, если сейчас власти не задумаются о последствиях, населению придется очень несладко – но, разумеется, уже после выборов.
Перспективы этого года тревоги не вызывают. "Основные риски уходят за горизонты двух – трех лет. Учитывая инерционность увеличения бюджетного дефицита, который обязательно будет при наращивании расходов и снижении цен на нефть, к 2014 году он может составить 7% – 8% от ВВП", – предупреждает Николаев. По его словам, главная опасность заключается в том, что повышенные социальные обязательства, которые в предвыборной лихорадке берут на себя государевы мужи, с учетом российской специфики подобных расходов будет абсолютно невозможно снизить в случае ухудшения экономической ситуации. Это не Германия, где пенсии привязаны к среднему уровню зарплаты и могут изменяться вместе с ним.
Не стоит забывать и о том, что речь идет о таких вещах, как пенсии, пособия и т.п. – то есть они не номинальные, а индексируемые. Причем, раздаются обещания проводить эту индексацию опережающими темпами, напоминает главный аналитик компании "МК-Аналитика" Олег Буклемишев. Понятно, что опирается вся это благодать на экспортные доходы. При этом Минфин подсчитал, что сверстать сбалансированный бюджет возможно при цене на нефть в $120 за баррель. Однако это фантастическая цифра, и нет никаких оснований рассчитывать на то, что стоимость энергоресурсов будет находиться на таком уровне в течение длительного времени, полагает эксперт. Политика откладывания неприятных решений (например, повышение пенсионного возраста), по его мнению, тоже не сулит ничего хорошего.
Еще один повод для беспокойства – банковский сектор. Доля плохих кредитов сейчас составляет 11% – 12% ВВП и может вырасти к концу года. "Строительство империй, нагромождение активов и зачастую беспорядочная кредитная политика – еще одна угроза, в случае реализации которой сразу несколько процентов ВВП можно будет смело кидать на финансирование банковских балансов. А переход от малого долга к большому занимает не такой уж длительный период, как может показаться, особенно при наличии ошибок в банковской политике", – подчеркивает аналитик. И в доказательство своих слов приводит свежий пример – ситуацию в Ирландии, которая вынуждена была прибегнуть к помощи ЕС именно из-за проблем финансовых структур.
Неоднозначную реакцию экспертов вызывает и беспрецедентное увеличение военных расходов. На армию нужно тратить много денег, уверен директор Института политического и военного анализа Александр Шаравин. Ситуация, при которой солдат-срочник служит фактически за питание и обмундирование, ненормальна: даже в нынешних условиях он должен получать как минимум 10 тыс. рублей, полагает эксперт. По его словам, сейчас в Вооруженных силах царит эйфория в ожидании 1 января 2012 г., когда практически всему составу – от командиров до рядовых – должны существенно увеличить содержание (лейтенант, например, будет получать порядка 50 тыс. рублей). И часть офицеров продолжают служить в ожидании этой даты, поскольку сейчас их доход складывается из различных доплат и премий, которые не учитываются при расчете будущих пенсий. Стоило Кудрину заикнуться о возможном сокращении расходов на оборону, как среди военных пошло волнение.
Но беда в том, эффективность этих трат вызывает большие сомнения, а уследить за распределением средств невозможно. "За последние 15 лет закрытость оборонного бюджета выросла в разы, а когда он закрыт коррупция растет в неимоверных размерах", – поясняет Шаравин. Тем более что не видно понимания того, что российскую армию надо не просто реформировать, а, по сути, создавать заново. То, что делается сейчас, – переделка остатков советской армии. Этот путь тупиковый, полагает эксперт. И это относится не только к Вооруженным силам, но и ко всем силовым структурам: достаточно вспомнить превращение милиции в полицию. "Так что все эти финансовые вливания, даже если они будут сделаны в полном объеме, не приведут к достижению конечной цели. Они могут привести просто к совершенно необоснованным тратам, а качественных изменений мы все равно не дождемся", – резюмирует Шаравин.
* Некоммерческая организация, включенная в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента