|
Дауд Гилани, рожденный в округе Вашингтон пакистанец, признал себя виновным в организации терактов в Индии, Пакистане и за их пределами. Он рассказал в суде, что сменил имя, чтобы спокойно путешествовать по Индии и другим странам, выбирая цели для своих соратников из конкурирующей с "Аль-Каэдой" пакистанской организации "Лашкар Ат-Тойба" ("Армия света и добра").
Поскольку Хэдли признал вину и сейчас свидетельскими показаниями помогает отправить за решетку нескольких своих подельников, ему удастся избежать смертной казни. При этом нельзя не испытывать своего рода восхищение тем, как долго и умело он водил за нос американские спецслужбы. Это, впрочем, нельзя записать исключительно на счет талантов Дэвида Хэдли: спецслужбы сами с поразительной последовательностью игнорировали любые намеки на то, что его деятельность значительно менее законна, чем им может показаться.
Еще в 2005 г. одна из бывших жен Хэдли предупреждала ФБР в Нью-Йорке, что он является членом "Армии света и добра". Но в ФБР были почему-то уверены, что он работает на DEA (Агентство по борьбе с наркотиками). Он действительно согласился работать с этим ведомством еще в 1997 г., после того как его самого пару раз поймали с незаконными веществами, и даже сдал двух мелких торговцев героином. На этом вклад Хэдли в дело борьбы с наркобизнесом закончился.
В 2007 г. другая экс-супруга урожденного Дауда Гилани сообщала официальным американским представителям в Пакистане, что ее бывший муж планирует масштабную террористическую акцию. Ее предупреждение тоже проигнорировали.
Двадцать шестого ноября 2008 г. в Мумбаи группа террористов "Армии света и добра" захватила заложников в двух отелях и жилом комплексе и удерживала их больше суток. В тот же день боевики "Армии" провели в городе серию взрывов и обстреляли несколько ресторанов и гостиниц, больницу и вокзал. Всего в результате их действий погибли около 200 человек и еще 300 пострадали. Среди убитых было шесть американцев и восемь израильтян.
Отличившаяся таким образом "Армия света и добра" официально была объявлена в Пакистане вне закона еще в 2002 г., но Исламабаду было жалко распускать столь ценный инструмент, созданный для "укрощения" Индии. При этом американцы слишком поздно выяснили, что Хэдли, начавший дружить с "Лашкар Ат-Тойба" в 1990-х, продолжал сотрудничать с нею до упора. Он не менее пяти раз посетил тренировочные лагеря "Армии", которые офицеры пакистанской разведки (ISI) и пакистанской армии снабжали оружием и специалистами. Именно там Хэдли был "приписан" к своему куратору, одному из лидеров боевиков по имени Сахид Мир или Сахид Маджид, который не без оснований считается главным автором плана террористических атак в Мумбае. Американские следователи считают, что у Маджида тесные связи с ISI и в прошлом он, вероятнее всего, был офицером в этой разведке.
Переплетения ISI и "Армии света и добра" дали Хэдли прекрасную возможность жить как в старом анекдоте: "Любовнице сказал, что пошел жене, жене – что пошел к любовнице, а сам – на чердак и работать, работать". Мы не узнаем, что он говорил своим супругам (видимо, им-то он плохо врал, раз они знали о нем больше американской разведки), но спецслужбы не только США, но и Пакистана были уверены, что Хэдли является их агентом.
Судя по показаниям этого "супершпиона", его сотрудничество с "Армией света и добра" проистекало в том числе и в форме общения с неким майором Икбалем, о котором практически ничего не известно, кроме того, что ему 35 лет. Хэдли заявил, что именно он представил его подполковнику ISI Шаху, который обещал Хэдли финансовую поддержку за проведение террористических операций против Индии. Обещаниями дело не ограничилось – на последующих встречах Хэдли обзавелся некими секретными документами, а затем и преподавателем, который занялся его обучением азам искусства разведчика: как обнаружить слежку, как произвести вербовку и так далее. Тренировки включали в себя практические занятиях на улицах Лахора и длились несколько месяцев.
Закончив обучение, Хэдли проводил время за изучением отеля "Тадж-Махал" и других целей террористов, а также собирал информацию о центре атомных исследований в Индии и индийских военных базах. От Икбаля он получил $25 тыс. на создание в Мумбаи компании-прикрытия, которая давала ему законные основания для поездок и длительного пребывания в стране. Участие Икбаля в террористической карьере Хэдли не ограничилось выдачей начального капитала и помощью в прохождении курса молодого бойца: по утверждениям Хэдли, майор помогал советами по тактическим вопросам в организации мумбайских терактов и предлагал маршруты отхода для стрелков, методы устройства убежища и похищения индийского судна. Икбалю же Хэдли приписывает одобрение таких идей, как атака на еврейский центр ХАБАД в Мумбаи – и это, кстати, объяснимо, поскольку евреи и Израиль зачислены "Армией добра и света" в список основных целей.
После мумбайских терактов индийские следователи установили, что Хэдли неоднократно побывал на всех десяти пострадавших объектах, включая дом ХАБАД, собирая информацию, необходимую для подготовки террористических акций. Какие легенды по поводу этих своих поездок он рассказывал американским спецслужбам, мы, скорее всего, никогда не узнаем.
Федеральные чиновники США утверждают, что и Госдепартамент, и ФБР регулярно проверяли предупреждения по поводу странных действий Хэдли, но подтвердить их не смогли. Похоже, после истории с этим "суперагентом" они не имеют права смотреть с презрением на пакистанские спецслужбы, под носом у которых жил себе припеваючи покойный бен Ладен с чадами и домочадцами. Дауд, конечно, не Усама, но постарался на ниве терроризма весьма неплохо. Вдобавок, в результате своевременного согласия на сделку с правосудием ему удастся избежать смертного приговора, и он будет жить в американской тюрьме на деньги американских налогоплательщиков.