Младич не понял чудовищных обвинений

Читать в полной версии →
"Я - генерал Ратко Младич! Весь мир знает, кто я", - заявил бывший военный лидер боснийских сербов на первом заседании трибунала в Гааге. Младич держался спокойно, назвав обвинения в геноциде и преступлениях против человечности оскорбительными




В Гааге сегодня прошло первое заседание по делу сербского генерала Ратко Младича, которого Международный трибунал по бывшей Югославии обвиняет в геноциде и преступлениях против человечности, в частности, в казни восьми тысяч мусульман в Сребренице в 1995 г. во время войны в Боснии. Еще один важный эпизод - 44-месячная осада Сараева, которая унесла жизни десяти тысяч человек.

Сторону обвинения представляет прокурор Серж Браммерц, защищает Младича назначенный ему трибуналом на время предварительных слушаний адвокат Александр Алексич. Дело Младича рассматривают трое судей - Кристоф Флюгге (Германия), Альфонс Ори (Нидерланды) и Баконе Джастис Молото (ЮАР).

На первом судебном заседании Младич должен был ответить, ясна ли ему суть объяснений. Как выяснилось, не вполне. "Я не знаю, что написано в этих папках... Мне необходимо не менее трех месяцев, чтобы прочитать их", - сказал Младич. Речь идет, отметим, о 37 страницах обвинительного заключения.

Младич также добавил, что он очень больной человек, однако отказался от помощи. "По процедуре могу вам сказать, что (именно) меня раздражает. Мы можем договориться об этом, как нормальные люди. Я не хочу, чтобы меня водили под руки, я не слепой. Я могу сам передвигаться. Когда не смогу, попрошу, чтобы меня придержали. Я - генерал Ратко Младич! Весь мир знает, кто я", - сказал подсудимый в ответ на просьбу судьи Альфонса Ори задать вопросы по условиям содержания. Отметим, адвокат Алексич ранее подтвердил заявления родственников генерала о том, что у Младича серьезные проблемы со здоровьем, в том числе парализована рука.

После слов Младича о папках, которые нужно будет читать до осени, председатель суда зачитал ему основные пункты обвинения. Младич сказал, что не хочет слышать ни единого слова из этих документов. Тем не менее он внимательно выслушал судью, хотя и отрицательно качал головой, о чем свидетельствуют многочисленные телевизионные трансляции заседания.

Они же трансляции раскрыли и одну из главных интриг: как сейчас выглядит 68-летний Младич, годами скрывавшийся от международного трибунала. Дело в том, что с момента ареста генерала, произошедшего 26 мая 2011 г., распространение получила только очень короткая, длиной в несколько секунд, видеозапись из белградского суда, да и то Младича там можно было видеть только со спины. Плюс к тому в сербских СМИ появилось несколько фотографий генерала.

Так вот, на заседании подсудимый, несмотря на плохое самочувствие, о котором неоднократно заявляла сторона защиты, затравленным или больным не выглядел, скорее, несколько уставшим. В целом, отмечает РИА "Новости", он держался спокойно. Младич пришел в суд в строгом сером костюме и рубашке такого же цвета, а также в зеленом галстуке в черную крапинку.

Выслушав обвинение, Младич сказал: "Я хочу пристально изучить эти документы, эти оскорбительные обвинения, и мне нужно более месяца на то, чтобы понять эти чудовищные слова, которые я впервые слышу". Генерал несколько раз повторил, что намерен защищать в суде "свою страну и свой народ, а не Ратко Младича". Он заявил, что выполнял свой долг и не убивал сам по себе мусульман или хорватов, как и "не убивает сейчас (никого) ни в Ливии, ни в (остальной) Африке". На это нидерландский судья Ори отметил, что обвинения выдвинуты персонально против бывшего командующего армией боснийских сербов, а не против всей Сербии.

По итогам заседания председатель суда постановил удовлетворить просьбу Младича в дополнительном времени на изучение материалов обвинения, но ни о каких трех месяцах речи не идет. Судья напомнил, что у Младича есть 30 дней на то, чтобы сделать заявление о своей виновности или невиновности, а если такого заявления не поступит, то этот факт будет приравнен к отказу Младича признать свою вину. Следующее заседание должно состояться 4 июля 2011 года.

Дмитрий ЧЕРНЫШОВ |
Выбор читателей