ФОТО: ИТАР-ТАСС |
В минувшие выходные компания-оператор "Фукусимы-1" TEPCO зафиксировала на аварийной АЭС самый высокий уровень радиации со времени мартовского стихийного бедствия. В те же дни в Москве состоялся представительный международный форум "Атомэкспо-2011", где руководители крупнейших энергетических компаний ("Росатом", Areva, EdF, Alstom, CEA, Siemens, CNNC) убеждали мировую общественность в безопасности и перспективности использования ядерной энергетики. Российские атомщики занимают лидирующие позиции в мире: каждый четвертый строящийся в настоящее время реактор – на их счету. А в свете всеобщей озабоченности безопасностью атомных объектов позиции России в атомной энергетике должны еще укрепиться – будут новые заказы на модернизацию АЭС.
Надо сказать, "Фукусимой" впечатлились далеко не все. Только за последнюю неделю планы по строительству АЭС подтвердили Литва, Вьетнам, Индия и Саудовская Аравия. Последняя, например, заявила о намерении построить целых 16 станций за десять лет. А власти Ирана заверили, что Бушерская АЭС будет введена в эксплуатацию через месяц. Тем не менее, многие страны пересматривают свою стратегию развития атомной энергетики или, по крайней мере, ужесточают требования безопасности, предъявляемые к АЭС. В том числе, и Россия: после аварии на "Фукусиме" "Росатом" начал разработку второй Федеральной целевой программы по радиационной безопасности на 2016-2020 годы. Как заявил глава госкорпорации Сергей Кириенко, предполагается вывести из эксплуатации 118 радиационно опасных объектов и подготовить к выводу еще 300 (в том числе все реакторы первого поколения). Им на смену придут новые, более безопасные.
Европа после японской катастрофы начала проводить на всех своих атомных объектах официальные стресс-тесты, чтобы убедиться в надежности "мирного атома". Впрочем, никаких "учебных тревог" на АЭС не будет, и даже независимых экспертов туда не пустят. Все "стрессы" будут моделироваться виртуально, на основе технической документации и гипотетических ударов стихии.
Несколько государств на фоне событий в Японии официально объявили о полном отказе от ядерной энергии: Венесуэла, Германия и Швейцария. Последние две приняли решение о постепенном закрытии всех действующих на их территории атомных станций без замены на новые. Наиболее весомые последствия для европейской энергетики будет иметь отказ от АЭС Германии – крупнейшей экономики Европы. Решение Берлина вызвало в ЕС настоящий шок. Уже появились прогнозы о неизбежности 30%-ного подорожания электричества. Ведь, закрывая АЭС, Германия будет вынуждена существенно наращивать закупки газа, что приведет к росту цен на этот энергоноситель. А это отразится на всех членах Евросоюза. Впрочем, у официального Берлина другие расчеты: он делает ставку на бурный рост использования возобновляемых источников энергии (солнца, ветра и воды) и намерен превратить Германию в мирового лидера альтернативной энергетики, дешевой и экологически чистой. Однако, по расчетам экспертов, такая модернизация энергетики в отдельно взятой стране обойдется ей в триллион евро. И едва ли альтернативная энергия окажется дешевле газовой.
Премьер-министр Франции Франсуа Фийон заявил, что его страна с уважением относится к решению Германии полностью отказаться от атомной энергии. Но добавил, что на французскую позицию по данному вопросу это не повлияет, поскольку атомная энергетика – это "выбор будущего". Особенно для Франции, где на АЭС вырабатывается более 80% электроэнергии. От этого невозможно отказаться, этим нужно пользоваться.
В Брюсселе не в восторге от решения Берлина, однако еврочиновники уже смирились с тем, что именно природный газ станет для ЕС "энергией будущего". "Нам надо больше газа. После решения Берлина газ станет источником роста и развития", – заявил еврокомиссар по вопросам энергетики Гюнтер Эттингер.
Ну, а кто, как не Россия, поможет Европе в деле газоснабжения? На днях в интервью газете Suddeutsche Zeitung глава "Газпрома" Алексей Миллер сообщил, что концерн намерен расширять свою деятельность в Германии. По его словам, на энергетическом рынке ЕС происходят "тектонические изменения", которые дают хороший шанс "Газпрому". Он готов поставлять в Европу больше газа и хотел бы стать стратегическим партнером немецкого концерна E.ON, который сейчас выставляет на продажу миллиардные доли в своих дочерних компаниях. "Мы рассмотрим предложения, которые идут дальше простых финансовых инвестиций и которые предоставляют концерну право голоса", – подчеркнул глава "Газпрома", добавив, что таких предложений, к сожалению, пока не поступало. Миллер намекнул, что если условия сотрудничества, которые предлагает российская сторона, Европу не устраивают, то "Газпром" будет поставлять больше газа в Азию.
Впрочем, это несостоятельный шантаж: экспортных газопроводов в восточном направлении у России нет, все – в западном, и скоро должны появиться еще два: Северный и Южный "потоки". Тогда как проект первого газопровода в Китай по-прежнему находится в подвешенном состоянии. Так что Европа в целом и Германия в частности могут рассчитывать на российский газ. О цене договоримся.