|
"За послевоенный период американские потребители еще никогда не вели себя так вяло в течение столь долгого периода", - констатирует Роуч микроскопический рост годового потребления в США, с начала 2008 г. составившего, с учетом инфляции, всего 0,5%.
Экономическая апатия самого развитого общества потребителей - американского - может нанести серьезный удар как по экономике США, так и по участникам международного рынка, ориентированных на экспорт. Последним автор рекомендует быть готовыми переориентироваться на внутреннее потребление.
Роуч напоминает читателям, что "синдром зомби" некогда стал одним из ключевых симптомов "японской болезни", в результате которой Страна восходящего солнца пережила целое десятилетие экономической стагнации. Поддерживаемые правительством банки раздавали кредиты неликвидным компаниям, оттягивая их неминуемый крах. В результате рост производительности труда в Японии сильно замедлился.
Аналогичную ситуацию автор видит в Соединенных Штатах. Если до 2008 г. американцы активно скупали импортные товары, сегодня они, со всей очевидностью, "затягивают пояса". Бум потребления сошел на нет одновременно с крахом национального рынка недвижимости и рынка кредитных услуг. Потребители сосредоточились на выполнении единственной задачи - погасить чрезмерные долги перед банками.
По данным исследователя, в начале 2011 г. долги американских домохозяйств составили 115%. Это ниже максимума в 130%, зафиксированного в 2007 г., однако значительно выше среднего показателя за 30 "тучных лет" - с 1970 по 2000 гг., - державшегося на уровне 75%. Уровень личных сбережений, по сравнению с тем же периодом, сократился едва ли не вдвое - с 8% до 4,9% располагаемого дохода в апреле 2011 года.
Аналитик отмечает, что правительство США прикладывает все силы, для того чтобы оттянуть благоразумное переустройство экономики, потворствуя, таким образом, новым безрассудствам. Однако меры по реструктуризации долгов и поддержке потребления не способы вылечить "зомби", убежден Роуч. Амнистия должников, призванная "убедить потребителей-зомби игнорировать их наболевшие проблемы и снова начать тратить деньги", сами "зомби" встречают со скепсисом. В этом им способствует высокий уровень безработицы и снижение реальных доходов населения на фоне инфляции.
"Для американских потребителей-зомби единственные разумные меры - ограничение расходов, погашение долгов и сбережения", - резюмирует Роуч, обещая возврат долгового бремени и ставок по вкладам в пределы нормы не ранее чем через три - пять лет. - "Поскольку потребление все еще составляет более 70% ВВП, это пророчит сильно сниженный рост американской экономики, если только Америка вскоре не найдет новый и животворный источник роста".
Напомним, что на днях очередной пессимистичный прогноз относительно жизнеспособности мировой экономики выдал признанный певец глобального экономического апокалипсиса, нобелевский лауреат Нуриэль Рубини. В своей статье в The Financial Times профессор Нью-Йоркского университета, некогда первым предсказавший кризис 2008 г. "порадовал" мир тем, что уже через два года мировую экономику захлестнет "идеальный шторм", по своим последствиям превосходящий все прежние кризисы. По мнению экономиста, он станет следствием наложения целого ряда глобальных факторов, таких как замедление темпов роста китайской экономики, долговой кризис в Европе, стагнация в Японии и извечные финансовые проблемы в США. Вероятность того, что все эти факторы сложатся в один "идеальный шторм" Рубини оценил в 30%.