|
Более откровенную демонстрацию существующих в тандеме разногласий трудно представить. Медведев выступает против усиления роли государства в экономике. Такой этап был " в определенный период необходим", чтобы стабилизировать ситуацию после хаоса 90-х годов, признал он. Но теперь потенциал этого пути исчерпан, эффективность такой экономической модели - "достаточно условная", и часто ведет к непродуманным судорожным шагам, решающим лишь одну задачу - сохранить то, что существует. Это вырождается в избыточную систему регулирования, развивал он мысль: принцип "государство всегда право" выражается либо в коррупции, либо в повсеместных преференциях своим компаниям, причем независимо от формы собственности".
В таких условиях работают не рыночные институты, а принципы ручного управления, заметил президент, прозрачно намекая на практики чиновников Белого дома. Результат: доминирование подконтрольных государству компаний в значительной части отраслей, низкая предпринимательская и инвестиционная активность в этих сферах. "Это грозит потерей конкурентоспособности российской экономики, которую не предотвратят и ласкающие слух некоторых экспертов плановые пятилетки", предупредил Медведев, явно съехидничав по поводу предвыборной программы партии "Единая Россия" и Общероссийского народного фронта (ОНФ). Как уже сообщил ответственный за ее подготовку Николай Федоров, предвыборная программа будет представлять собой пятилетний план развития страны.
Прозвучавшие высказывания следует рассматривать как ответ на недавнее выступление Владимира Путина в Госдуме, где премьер представил концепцию "устойчивого, спокойного развития" страны, "без разного рода шараханий, необдуманных экспериментов, замешанных на неоправданном подчас либерализме". Медведев в очередной раз вступает в заочную дискуссию со своим предшественником. Он прямо называет "вредной привычкой" и "ошибкой" ориентацию на размеренный рост, за который выступает Путин. За стабильностью может скрываться очередной застой, предупреждает он. "Это не мой выбор", прямо заявляет Медведев. Он настаивает на масштабном разгосударствлении экономики, увольнении чиновников, заподозренных во взяточничестве, материальной ответственности должностных лиц за допущенные нарушения и усиление прокурорского надзора за следователями для борьбы с искусственно возбужденными уголовными делами.
Но, несмотря на очевидно программный характер выступления, Медведев по-прежнему не готов прямо заявить о себе как о кандидате 2012 года. Заданные им ориентиры не зависят от того, кто станет следующим президентом, подчеркнул он. Речь президента - это политическая речь", а не просто набор экономических предложений, но она не является элементом предвыборной кампании, предупреждает помощник президента Аркадий Дворкович. Он напомнил, что президентская избирательная кампания еще не стартовала.
Но между тем кампания по выборам в Госдуму фактически уже идет. Явный акцент, сделанный президентом на словосочетании "мой выбор" (он повторил его четыре раза) не оставляет сомнений: Медведев в очередной раз дает понять, что он – в игре. Но кто адресат такого послания? Оно явно не рассчитано на массового избирателя: о социальной справедливости на этот раз не было сказано ни слова. Оно не рассчитано и на широкие слои бюрократии, которая сегодня по сути дела является правящим классом. Новые антикоррупционные инициативы Медведева могут основательно затруднить "кормление" чиновников от своих должностей. Они посягают и на благополучие чиновников в погонах, и вряд ли найдут понимание в тех самых госкомпаниях, которые доминируют "в значительной части отраслей". По всем приметам, выступление президента рассчитано на очень ограниченный электоральный круг. Условно его можно охарактеризовать как праволиберальный (по всем прогнозам, потенциальный электорат - не более 5% -7% избирателей).
Ставка на такого избирателя не обеспечит электоральных побед, но сценарий выборов-2012 реального соперничества кандидатов и не предусматривает. А вот явно санкционированное Кремлем усиление правого фланга (не случайно "Правое дело" фактически уже возглавил Михаил Прохоров - один из самых эффективных менеджеров в стране) заставляет задуматься о перспективах правого реванша. Если Путин на протяжении всех избирательных кампаний давал понять, что его симпатии – на стороне "Единой России", то Медведев вполне может позволить себе агитировать за "Правое дело". В конце концов, именно результат парламентских выборов во многом будет определять конфигурацию президентской кампании.