ФОТО: МЧС |
Самолет по непонятным пока причинам совершил аварийную посадку на автодорогу рядом с аэропортом "Бесовец", освещение которого внезапно отключилось, а не на взлетно-посадочную полосу (ВПП). При приземлении удар был таким сильным, что, по словам очевидцев, лайнер буквально "разлетелся на мельчайшие куски".
В Петрозаводск летели 52 человека, пассажиров было 43, членов экипажа - девять. Погибли 44 человека, в их числе семеро детей и все члены экипажа, кроме стюардессы. Всего выживших - восемь человек, из них двое детей. Почти все находятся в крайне тяжелом состоянии, они получили множественные травмы и ожоги. Только один из пострадавших - в состоянии средней степени тяжести.
Самолет развалился и загорелся
"Двадцатого июня в 23:40 при заходе на посадку в сложных метеоусловиях в аэропорту Петрозаводска произошло авиапроисшествие с самолетом Ту-134 авиакомпании "РусЭйр", - сообщили журналистам в пресс-службе Росавиации. Это случилось на конечном этапе при заходе на посадку. На удалении около 700 м от ВПП самолет столкнулся с землей и разрушился.
По словам главы управления информации МЧС РФ Ирины Адриановой, аварийная посадка совершена на автотрассе Петрозаводск - Суоярви, в 2 км от аэродрома, передает РИА "Новости". При посадке самолет пробороздил около 150 м лесной опушки и остановился всего лишь в 20 м от домов строящегося дачного поселка. Фюзеляж самолета развалился, на борту начался пожар. По некоторым данным, самолет также раздавил легковой автомобиль, который двигался по трассе. Машина осталась под обломками фюзеляжа.
Версии. Свидетельства диспетчера. Три секунды без света
Причины трагедии выясняются. На месте крушения уже нашли два черных ящика, их отправили на расшифровку. По мнению вице-премьера Сергея Иванова, наиболее вероятной версией является ошибка пилота. "Я не хочу предвосхищать следствие и все прочее, но по первым таким внешним данным очевидна ошибка пилота в условиях плохой погоды. Он не на полосу зашел, а правее", - рассказал он журналистам.
Иванов также высказался против запрета на полеты Ту-134. "Можно, конечно, запретить полеты. Это самое легкое решение. Только на чем летать?", - задался риторическим вопросом вице-премьер.
Самолет мог разбиться из-за отсутствия подсветки на взлетно-посадочной полосе, рассказал зампред Межгосударственного авиационного комитета (МАК) Алексей Морозов. Рассматриваются и другие версии: плохие погодные условия, а конкретнее - туман и мелкий дождь, а также ошибка экипажа и техническая неисправность.
Что касается плохой видимости, то очевидцы рассказывают о сильном тумане. "Был чудовищный туман, вообще ничего не было видно. И, может быть, поэтому они сели на дорогу, которая находится перпендикулярно к аэропорту", - рассказала корреспондент "Московского комсомольца" в Карелии Анна Романова. Она также напомнила, что сам аэропорт хотели несколько лет назад лишить лицензии из-за проблем с безопасностью.
В руководстве аэропорта сообщили, что самолет сам отключил подсветку, задев линии электропередач. В итоге всего на три секунды выключился свет, после чего аэропорт перешел на резервное питание, но эти три секунды оказались роковыми. Эту версию вскоре опровергли местные власти. "На месте работает комиссия, но, насколько мне известно, в зоне посадки нет таких ЛЭП, которые бы мог задеть самолет", - сообщил представитель государственного комитета Карелии по обеспечению жизнедеятельности и безопасности населения.
Но Росавиация утверждает, что, действительно, самолет все же оборвал линию электропередач. "Самолет начал преждевременное снижение по неустановленным причинам. Причиной того, что инфраструктура аэропорта временно отключилась, стало то, что самолет при падении задел ЛЭП, питающую аэродром", - говорится в сообщении ведомства. Но, как видно из заявления, увязывать факт крушения и отключение света в Росавиации пока не склонны.
Диспетчер аэродрома "Бесовец" Сергей Шматков тоже настаивает, что самолет зацепил ЛЭП, заходя на посадку на очень малой высоте. Впрочем, авария произошла не из-за этого. "Судя по всему, отключение света произошло именно поэтому. На несколько секунд свет взлетно-посадочная полоса, и все наши приборы обесточились, но тут же включился резервный блок. Так что отключение света не могло стать причиной катастрофы, оно как раз произошло уже во время крушения", - цитирует его Lifenews.ru.
Диспетчер добавил, что до последнего убеждал командира экипажа Ту-134 Федотова уйти на второй круг. Но пилот не обратил внимания на рекомендации. "Он ответил, что будет сажать самолет вручную, на свой страх и риск", - рассказал Шматков. Отметим, что мнение диспетчеров на земле носит рекомендательный характер, окончательные же решения принимает только командир экипажа самолета.
Ряд экспертов, со своей стороны, исключают такую версию, как ошибка авиадиспетчеров. "Авиадиспетчеры никак не могут перепутать направление. Отклонение от курса даже в 20-30 градусов явно видно на мониторе авиалокатора. Хотя у меня нет данных о видимости в момент аварии", - рассказал глава федерального профсоюза авиадиспетчеров Сергей Ковалев. Вместе с тем он отметил, что случаи, когда пилоты путали ВПП и автодорогу, уже бывали: "Если видимость ниже, чем необходимо для захода на посадку, то экипаж ищет землю, как было в польском случае под Смоленском, до последнего момента ищет огни, пока их не увидит".
По факту происшествия возбуждено уголовное дело по ст. 263 УК РФ ("Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта"). Максимальное наказание по этой статье - до семи лет лишения свободы. Уголовное дело передано в Главное следственное управление СК РФ. Кроме того, расследованием катастрофы занимается комиссия МАК.
В московском аэропорту "Домодедово", откуда вылетел Ту-134 в Петрозаводск, изъяты образцы топлива, которым заправлялся самолет.
Первыми пришли местные
Возможно, нескольким пассажирам удалось остаться в живых только благодаря помощи местных жителей (свидетельства очевидцев). Как рассказал один из очевидцев катастрофы, он и еще несколько человек сразу же отправились на место крушения и стали вытаскивать из-под обломков раненых. Им удалось спасти несколько человек. Потом там "все стало взрываться", и импровизированную спасательную операцию пришлось прекратить. Из оставшихся после этого на месте крушения пассажиров, по предварительным данным, не выжил никто.
Кроме того, есть информация от очевидцев, опровергающая утверждения чиновников. По этим данным, свет в аэропорту Петрозаводска отключили задолго до катастрофы. Один из посетителей карельского форума рассказал, что, по словам его брата, живущего неподалеку от места трагедии, света не было задолго до падения самолета. "Звонил брат, он живет в Нижнем Бесовце. Сказал, что света не было еще до аварии. Отрубило все еще задолго до падения самолета. Вот посмотрим, как выкручиваться будет аэропорт", - цитирует интернет-пользователя "Комсомольская правда".
Очевидцы также сообщают, что самолет упал в нескольких сотнях метров от жилых домов. Дорога, на которую рухнул лайнер, завалена обломками, цитирует свидетелей катастрофы РБК. Сразу после падения на месте катастрофы был пожар. Людей, проживающих рядом с местом крушения, не выпускали из домов на время работы спасателей. Район вокруг аэропорта полностью обесточен.
VIP-пассажиры обычного рейса
Представители авиакомпании "РусЭйр", которой принадлежал самолет, сообщили некоторые подробности о злополучном рейсе. Как оказалось, перед вылетом его заменили: авиакомпания "РусЛайн" решила передать рейс Москва - Петрозаводск авиакомпании "РусЭйр" в связи с увеличением пассажиропотока и нехваткой посадочных мест.
"Была произведена замена борта авиакомпании "РусЛайн". Наша компания специализируется на VIP-перевозках, в этом случае мы обеспечивали перевозку обычного пассажирского рейса", - сказал работник круглосуточного контактного центра авиаперевозчика. В онлайн-табло московского аэропорта "Домодедово" рейс "РусЛайна" в Петрозаводск числится совмещенным с рейсом "РусЭйра".
Кроме того, там уточнили, что разбился их RA-65691, информацию о котором можно посмотреть на официальном сайте компании. "Самолет, разбившийся в Карелии, был выпущен в 1980 году Харьковским государственным авиационным производственным предприятием. Несмотря на то что борту 31 год, он был в хорошем техническом состоянии", - сообщили в "РусЭйр".
В числе погибших оказался известный футбольный арбитр Владимир Петтай, который судил матчи российской премьер-лиги. В списке пассажиров самолета, размещенном на сайте МЧС РФ, фигурирует позиция "Петай Владимир Леонидович".
Также стало известно о гибели гражданина Швеции Якоба Веттрута, который летел этим рейсом на профессиональную конференцию. По данным МЧС, всего на борту находились четыре иностранца, еще четверо пассажиров имеют двойное гражданство. Остальные пассажиры были россиянами.
Среди них представители трех атомных компаний: директор - генеральный конструктор "Гидропресса" Сергей Рыжов, главный конструктор предприятия Николай Трунов, замдиректора Николай Банюк. Также в авиакатастрофе погибли главный технолог ОКБМ им. Африкантова Андрей Трофимов и начальник управления "Атомэнергомаша" Валерий Лялин. По данным РИА "Новости", они летели на совещание, которое должно пройти в "Петрозаводскмаше".
Позднее стало известно, что среди погибших был также гендиректор крупнейшей лесопромышленной компании ЗАО "Инвестлеспром" Дмитрий Маслов.
Работы на месте крушения
Аэропорт Петрозаводска закрыт, место ЧП оцеплено, а движение автомобильного транспорта организовано по объездным путям. На месте крушения самолета работают девять пожарных расчетов, 14 экипажей "скорой помощи", оперативная группа ГУ МЧС по республике, сотрудники Следственного комитета, прокуратуры и полиции. К месту аварии вылетели замминистра транспорта Валерий Окулов и глава Росавиации Александр Нерадько. МЧС РФ направило в Карелию спасателей для участия в поисково-спасательной операции.
Для эвакуации пострадавших в аэропорт Петрозаводска сегодня утром прибыл самолет МЧС Ил-76. На нем в столицу Карелии прилетели медики, психологи, специалисты отряда "Центроспас" и центра "Защита". Самолет оборудован четырьмя специальными медицинскими модулями для перевозки тяжелых больных.
После совещания на месте медики приняли решение эвакуировать пятерых из восьми выживших в Москву. "По результатам врачебного консилиума, который состоялся в республиканской больнице имени Баранова с участием специалистов медицинской службы МЧС России, принято решение транспортировать в Москву для госпитализации пятерых из восьми пассажиров, направленных с места аварии самолета Ту-134 для оказания медицинской помощи в больницы Петрозаводска", - говорится в сообщении администрации Республики Карелия.
"Двое пациентов, в том числе ребенок, находящийся сейчас в Детской республиканской больнице, - в крайне тяжелом состоянии и не могут быть транспортированы. Состояние одной пациентки республиканской больницы врачи определяют как стабильно тяжелое, не требующее госпитализации в столичную клинику", - отмечается в заявлении.
"Пострадавших доставят в Ожоговый центр НИИ хирургии имени Вишневского, Центральный институт травматологии и ортопедии, в Национальный медико-хирургический центр имени Пирогова, мальчика - в детскую больницу №9", - сообщили, в свою очередь, в Минздраве. Ранее планировалось отправить в Москву шестерых пострадавших, но состояние одного из них резко ухудшилось, и его нельзя транспортировать.
Родственников погибших и раненых доставят в столицу Карелии специальным рейсом около 15:00 мск. Как сообщили в МЧС, для них зарезервировали 150 мест в гостинице "Кадетский корпус" и 60 мест в гостинице "Северная".
Всего на месте происшествия работают порядка 150 сотрудников МЧС РФ и других правоохранительных и силовых структур. "Группировка задействованных сил и средств составляет 137 человек, 42 единицы техники, в том числе от МЧС России - 53 человека и 17 единиц техники", - отмечается в сообщении республиканского главка МЧС.
В связи с инцидентом ведомство открыло горячие линии по телефонам (8142) 56-16-34 в Петрозаводске и (495) 626-37-07 в Москве.
Материальная помощь
В республике в связи с авиакатастрофой объявлен трехдневный траур. Власти Карелии пообещали выделить семьям погибших по 1 млн руб., а пострадавшим - по 500 тыс. руб., а также обеспечить их прием на территории региона. "К утру мы выпустим постановление об оказании помощи, - сказал глава республики Андрей Нелидов, прибывший на место аварии. - "Для родственников погибших и пострадавших забронированы места в гостиницах Петрозаводска. Вся медицинская и психологическая помощь будет оказана".
Гражданская ответственность авиакомпании "РусЭйр", самолет которой разбился при заходе на посадку в Петрозаводске, застрахована в ОАО "АльфаСтрахование", и размер выплат родственникам погибших в соответствии с Воздушным кодексом РФ составит 2 млн руб. плюс 25 тыс. руб. для компенсации расходов на погребение, сообщил заместитель гендиректора страховой компании Илья Кабачник.
Помимо этого, московская мэрия объявила о решении оказать помощь жителям столицы, потерявшим своим близким в крушении Ту-134. "За счет бюджета города семьям, потерявшим своих близких, будет оказана материальная помощь в размере 1 млн руб. на каждого погибшего члена семьи. Размер материальной помощи пострадавшим в авиакатастрофе составит 500 тыс. рублей", - говорится в заявлении горадминистрации.
Справка
Реактивный пассажирский cамолет Ту-134 разработан в КБ "Туполев" в начале 1960-х годов. В историю российской гражданской авиации он вошел как самый массовый самолет. Всего было построено 852 машины в различных модификациях. В последние годы самолеты этой модели постепенно выводятся из эксплуатации в связи с тем, что они физически и морально устарели.
По показателям надежности, Ту-134 зарекомендовал себя как фактически безотказная модель. Согласно данным "Аэрофлота", который использовал более 600 бортов Ту-134, за все время эксплуатации не было зафиксировано ни одной катастрофы с этими самолетами. В настоящее время в России и за рубежом продолжают эксплуатироваться несколько сотен Ту-134. На сайте "РусЭйр" опубликована информация о том, что авиакомпания использует пять самолетов этой модели.
#0-6 МЧС © #7-19 Вести © #20-27 ИТАР-ТАСС ©