|
Зачем же ходить на митинги, где с большой вероятностью будешь задержанным, и просто молчать? Ответ на этот вопрос 19-летний студент Белгосуниверситета Денис – участник акции в Минске – сформулировал четко и кратко: "Все и так все понимают". Его однокурсник говорит, что в этом есть и значительная выгода с точки зрения безопасности: "Если ты ничего не скандируешь, никто тебе потом не предъявит "антигосударственные лозунги", как это было 19 декабря и в другие дни. Если тебя задержат и потребуют объяснений, всегда можно будет прикинуться дурачком: "Ходил по площади, гулял, а тут вы с дубинками. Я вообще не в курсе, что происходит". Лозунг и требование тут у всех одно: нужно менять власть. Устали, надоело".
Примечательно, что на акции протеста корреспонденту "Yтра" не удалось обнаружить ни одного лидера какой-либо оппозиционной белорусской партии. Вместе с манифестантами были только молодежные активисты. И их омоновцы и "люди в штатском" отлавливали в первую очередь. Фактически оппозиция "не приписывает себе заслуги других", говорит политолог Валерий Карбалевич. С другой стороны, лидер Объединенной гражданской партии Анатолий Лебедько заявил, что сейчас первоочередная задача оппозиции – объединиться, выдвинуть единого лидера и использовать эту протестную силу молодежи. Так что, вполне возможно, демократические силы просто ждут, когда акции протеста наберут какую-то мощь и постоянное число участников.
Две трети опрошенных корреспондентом "Yтра" митингующих признались, что участвуют в какой бы то ни было акции протеста впервые. "Я не ходил митинговать ни 19 декабря, ни раньше, ни даже в прошлую среду. Я вообще был далек от политики. Но сегодня становится просто тошно, и государственную пропаганду, эти дебильные шаги в экономике просто невозможно больше терпеть", - говорит 30-летний предприниматель Роман.
Именно этим отличаются нынешние протестные выступления от предыдущих акций. Если обычно на акциях оппозиции повсеместно приходится слышать белорусскую речь местных молодых националистов и видеть одних и тех же активистов, то теперь на площади вышли люди, доселе сторонившиеся политики. И в этом главная опасность для действующей в Белоруссии власти. "Лукашенко у власти уже 16 лет, - говорит 49-летний учитель физкультуры одной из минских школ. - И мы боимся все эти годы. Но когда-то же надо перестать бояться и освободиться от бесконечного страха потерять работу и источник существования".
Участники "молчаливых" акций рассчитывают на то, что каждую среду к ним будет примыкать все большее число людей. Действительно, предпосылки для этого есть. По субъективным оценкам журналистов, в минувшую среду митингующих в Минске было как минимум в два раза больше, чем неделю назад. Кроме того, большинство людей на площади узнали об акции протеста не из Интернета (откуда и началась "революция через социальные сети"), а от знакомых и даже от белорусского телевидения, которое смешивает манифестантов с грязью.
Изначально организаторы этих акций рассчитывали, что апогей протестов наступит 3 июля - в День независимости. Мол, тогда и должен будет состояться "Марш миллионов". Сегодня очевидно, что ничего этого не случится: масштаб протестов просто не достигнет нужного градуса за столь короткий срок. Но все же их участники надеются, что рано или поздно толпа протестующих будет иметь такую силу, которая окажется в состоянии сменить власть.
Самое страшное, что в ближайшее время может произойти для белорусской власти в Минске – протесты людей "от сохи" и "от станка". По стране ползут слухи, что стачки едва не организовали сотрудники МТЗ и других столичных заводов. Всем понятно, что либерально настроенные студенты - это одно, а рабочие - совсем другое. Пока преобладает молодежь: по наблюдениям корреспондента "Yтра", людей среднего возраста среди митингующих было не более 10%. Усиления народного гнева участники нынешних акций ждут в августе.