ФОТО: ИТАР-ТАСС |
За первые шесть месяцев текущего года в авиакатастрофах погибли около 200 человек. При этом большинство авиакатастроф приходится на развивающиеся страны. В развитых странах, например в США, где объемы воздушных пассажирских перевозок в четыре раза больше российских, четыре года подряд – ноль катастроф и ноль погибших.
В России за последние четыре года было четыре крупные авиакатастрофы. В 2008 г. на окраине Перми рухнул "Боинг 737". В 2010 г. разбился президентский Ту-154 под Смоленском. Впрочем, смоленский инцидент в международную статистику не вошел, поскольку рейс был нерегулярным, "поэтому в прошлом году у нас всего двое погибших – в Дагестане", – сообщил вице-президент НП "Безопасность полетов" Рафаил Аптуков. Первая в 2011 г. авиакатастрофа в России случилась в первый же день года – в аэропорту Сургута после включения двигателей загорелся Ту-154. Самолет сгорел полностью, три человека погибли, 39 были ранены. И совсем недавно крушение Ту-134 под Петрозаводском унесло жизни 46 человек.
На вопрос корреспондента "Yтра", к какой категории ICAO (Международной организации гражданской авиации) относится большинство российских аэродромов по своему навигационному и световому оборудованию, а также по состоянию взлетно-посадочных полос, участники пресс-конференции ответить так и не смогли. Или не захотели.
До сих пор не объявлено, к какой категории по своему оснащению относился аэродром в Смоленске, почти ничего не говорят и об аэродроме в Петрозаводске. Эти две катастрофы уже названы специалистами катастрофами "один в один". Вскользь упоминается об отсутствии на аэродромах хорошего освещения и приборов навигации.
Господин Аптуков на пресс-конференции сказал только, что "аэродромы у нас 15 лет не ремонтировались, и сейчас только их начали ремонтировать, поэтому состояние их не очень, мягко говоря".
Второй участник пресс-конференции – эксперт в области гражданской авиации, бывший первый зампред авиационной комиссии Совета Международной организации гражданской авиации Вадим Олейник – рассказал об обучении российских пилотов.
Вначале их обучают на самых допотопных самолетах, но это даже хорошо, потому что "наши летчики умеют пилотировать, а иностранные – только кнопочки нажимать, словно юзеры". В последние несколько лет пилоты-курсанты имеют возможность налетать за время обучения аж 50 часов за государственный счет (при международных нормах ICAO минимум 150 часов). "А раньше даже этого не было – выпускали вообще без налета, с одной "корочкой", – рассказал Олейник. – Приходилось нашим курсантам ходить по авиакомпаниям, которые обещали взять их на работу, и керосин у них клянчить на учебные полеты".
Что же касается широко обсуждаемых в России "лазерных атак", то, по словам Рафаила Аптукова, в мире до сих пор не было зафиксировано ни одного летного ЧП, которое случилось бы благодаря ослеплению пилота лазерными или иными лучами.