ФОТО: ИТАР-ТАСС |
Как пояснили журналистам в аппарате нижней палаты парламента, законопроект показался правительству слишком затратным. "В нем в нарушение требований ст. 83 Бюджетного кодекса РФ отсутствуют нормы, определяющие источники и порядок исполнения новых видов расходных обязательств, в том числе, в случае необходимости, порядок передачи финансовых ресурсов на новые виды расходных обязательств в соответствующие бюджеты бюджетной системы РФ", – говорится в заключение правительства.
Кроме того, глава Минздравсоцразвития РФ Татьяна Голикова отметила, что эффект химической кастрации обратим, а значит, прием соответствующих препаратов должен быть длительным и регулярным. Это предполагает неоднократные затраты на проведение процедуры, в то время как финансово-экономическое обоснование законопроекта предусматривает лишь разовое медицинское вмешательство. "Не знаю, как можно сейчас эту проблему решить", – сказала Голикова в ходе общения с журналистами.
Внесенный эсерами законопроект предлагал внести поправки в УК РФ, которые позволят сделать химическую кастрацию одной из принудительных мер, применяемых к лицам, совершившим преступления сексуального характера в отношении детей. По задумке авторов документа, медицинская процедура должна не заменять основное наказание, а дополнять его. В частности, предлагалось подвергать принудительной стерилизации педофилов, готовящихся выйти из мест лишения свободы. Обойтись без кастрации, согласно замыслу депутатов, могли только те педофилы, которым суд определил наказание в виде пожизненного лишения свободы.
Первичную процедуру химической кастрации предполагалось осуществлять по решению суда и за счет госбюджета. Повторные процедуры оставляли на усмотрение медиков, а соответствующие финансовые затраты предлагали покрывать за счет программы обязательного медицинского страхования. С учетом средней стоимости гормональных препаратов, первичная процедура кастрации должна была ежегодно обходиться федеральному бюджету в 8 млн рублей.
Идея кастрировать педофилов широко обсуждается уже не первый год. В 2008 г. Члены Общественной палаты даже предоставили соответствующему профильному комитету Госдумы пакет законопроектов, способный ускорить принятие поправок в уголовное законодательство.
Однако в то время, как в соседней Польше закон о химической кастрации педофилов благополучно приняли, в России дело так и не сдвинулось с мертвой точки. По разумению уполномоченного по правам ребенка при президенте РФ Павла Астахова, принятию законопроектов, направленных на борьбу с педофилией, помешало педофильское лобби, действующее в российском парламенте.
Однако необходимость серьезных шагов в вопросе борьбы с растлителями малолетних давно назрела. За принятие закона о химической кастрации весной этого года высказался Следственный комитет России. Помимо медицинского вмешательства, следственные органы предложили пресечь практику досрочного освобождения педофилов из тюрьмы.
А в мае 2011 г. принудительно стерилизовать педофилов предложил президент РФ Дмитрий Медведев. Глава государства отметил, что либеральный подход к насилию над детьми неприемлем, а власти обязаны применять все меры воздействия для обеспечения максимально строгого наказания за эти преступления. В начале июня президент поручил передать все дела о преступлениях такого рода из ведения МВД в Следственный комитет России.
Говорить о проблеме педофилов на высшем уровне заставила волна насилия и убийств детей, захлестнувшая Россию в последние годы. По данным Генпрокуратуры РФ, только за минувший год от рук преступников погибли 2,5 тысячи детей. При этом чаще всего на них нападают насильники, ранее уже отсидевшие срок за аналогичные преступления.
Химическая кастрация практикуется в Израиле, ряде американских штатов, а также во Франции, Германии (на добровольной основе), Польше и некоторых других европейских странах. Она проводится с помощью препаратов, блокирующих действие гормона тестостерона, что приводит к полному подавлению сексуального влечения, но только на период приема препарата.