Неприкасаемые убийцы, или Смертельная немощь ООН

Читать в полной версии →
Расследование дела о гибели Рафика Харири можно считать закрытым, поскольку в ООН прекрасно знают, с какой стороны у бутерброда масло и с кем опасно и бессмысленно изображать из себя Мировую Справедливость


ФОТО: AP



В течение последних шести лет сначала независимая комиссия ООН, а затем и Специальный трибунал в Гааге под эгидой этой организации "искали" виновных в убийстве ливанского экс-премьера Рафика Харири, хотя об этом знала каждая бродячая кошка в Бейруте. В конце июня этого года трибунал, наконец, огласил имена четырех крупных фигур их ливанской террористической организации "Хезболла", которых подозревают в этом преступлении, и даже потребовал арестовать их в течение 30 дней. Но шансов на то, что это когда-нибудь произойдет и подозреваемые предстанут перед судом, практически нет. В очередной раз международные структуры, связанные с ООН, доказали полную беззубость этой организации в отношении тех, с кем она не в состоянии связываться, ведь постановление ооновского трибунала об аресте четырех ключевых организаторов убийства не стоит бумаги, на которой напечатано.

Харири, одного из самых почитаемых и харизматичных лидеров Ливана, миллиардера с крепкими связями в Саудовской Аравии и во всем суннитском мире, убили до крайности неэлегантно. Никаких снайперов и прочей романтики – его автомобильный кортеж был подорван 14 февраля 2005 г. фугасом такой мощности, что сомнений по крайней мере по паре вопросов не оставалось ни у кого. Во-первых, всем стало понятно, что взорвать буквально целый квартал тонной с лишним тринитротолуола могут позволить себе только те, кому наплевать на последствия, и они контролируют ситуацию. Во-вторых, это стало хорошей демонстрацией для тех, кто планировал пойти по стопам самого влиятельного суннита Ливана.

То, что за убийством Харири, вместе с которым погибли 22 человека и пострадали еще пара сотен, стоят сирийские власти, направившие на ликвидацию ливанского политика контролируемую ими и Тегераном шиитскую "Хезболлу", не было секретом ни для кого в Ливане. Харири вел бескомпромиссную борьбу с Дамаском, чьи войска находились на территории страны несколько десятилетий. Бороться с ним политическими методами было невозможно, он крепко держался на посту 12 лет и самостоятельно ушел в отставку незадолго до своей гибели. Харири, который ассоциировался у ливанцев с быстрым экономическим восстановлением страны после страшной гражданской войны, планировал вернуться в премьерское кресло после выборов, укрепив свои силы. Этому немало способствовал и пришедший после его отставки на пост премьера просирийский политик Омар Караме, чьи действия быстро увеличивали ряды поклонников Харири.

Жуткая гибель суннитского лидера привела в конечном итоге к тому, что Дамаск под давлением мирового сообщества был вынужден вывести войска из Ливана. Однако "Хезболла" осталась, и за шесть лет, под руководством шейха Хасана Нараллы и при помощи спонсоров из-за рубежа, превратилась в доминирующую политическую силу в Ливане.

Седьмого июля, спустя неделю после оглашения трибуналом ООН списка подозреваемых в убийстве Рафика Харири членов "Хезболлы" и требования арестовать их, парламент Ливана проголосовал за вотум доверия новому правительству премьера Наджиба Микати, которое полностью подчиняется шейху Хасану Насралле.

Члены прозападной коалиции суннитов и христиан, возглавляемой сыном Рафика Харири Саадом, в знак протеста покинули зал заседаний парламента до голосования. Этот бессмысленный демарш был вызван тем, что они не сумели добиться изменения программного документа правительства, в который требовали вписать параграф о том, что кабинет министров будет подчиняться решениям трибунала ООН. Микати в своей речи перед парламентом говорил о том, что, естественно, правительство продолжит "сотрудничать" с этой структурой. А вслед за ним настоящий хозяин положения, глава "Хезболлы" шайх Хасан Насралла заявил, что "еще 300 лет никто не тронет" его четырех подчиненных.

Насралле можно верить на слово. Он практический единственный в мусульманском мире лидер организации, которая может гордиться если не победой "по очкам", то "ничьей" в противостоянии с Израилем. Война 2006 г. с израильтянами обошлась ему, в отличие от всего остального Ливана, малой кровью. С тех пор шиитский вождь является кумиром глав различных суннитских террористических группировок, чьи успехи в борьбе с "сионистским образованием" гораздо более скудны. И на данный момент ни в Ливане, ни за его пределами нет никакой реальной силы, которая могла бы заняться Насраллой и его организацией всерьез. Даже американцы, у которых к "Хезболле" личные давние счеты, не в состоянии как-либо ограничить мощь этой группировки.

"Хезболла" и ее союзники пока провозгласили, что трибунал "подкупил Израиль", чтобы внести в раскол в "дружбу всех конфессий в Ливане", подчеркивая, что любое вмешательство извне может привести к гражданской войне. Ведь если выяснится, что самого почитаемого суннитского лидера убили шииты, которые унаследовали его власть, то добром дело не кончится. Поэтому, разумеется, "ответственная" за мирную жизнь в Ливане "Хезболла" не даст никому даже допрашивать четырех подозреваемых ее членов. Согласно ряду ближневосточных источников, все четверо давно покинули Ливан, и найти их будет невозможно, так как об этом позаботились в Тегеране.

Таким образом, вопрос расследования дела о гибели Рафика Харири можно считать закрытым, поскольку в ООН прекрасно знают, с какой стороны у бутерброда масло и с кем опасно и бессмысленно изображать из себя Мировую Справедливость. В 2006 г. части миротворцев ООН – UNIFIL, расположенные на ливанско-израильской границе, содействовали боевикам "Хезболлы" в организации нападения и похищения израильских военнослужащих, что привело к началу Второй ливанской войны. Как показало расследование, проведенное в ООН после войны, шиитские боевики атаковали израильтян, используя амуницию и униформу UNIFIL, "непонятно как" оказавшуюся в их распоряжении. Кроме того, миротворцы не предотвратили похищение военнослужащих и не сообщили Израилю о подготовке боевиков к прорыву границы.

Причиной этого был страх командного состава UNIFIL – они понимали тогда и понимают сегодня, что при малейшем желании "Хезболла" может устроить у них под ногами выжженную землю. Тогда миротворцам придется или воевать с прекрасно подготовленными шиитскими бойцами (да, это смешно), или покинуть Ливан. Что, в свою очередь, станет очередным подтверждением бессмысленности ООН как международной структуры.

Поэтому ничего, кроме печального цоканья языком, убийцам Харири от Объединенных Наций можно не опасаться.

Ефим АНБИЛИВИН |
Выбор читателей