Мердока мочат с шумом и яростью

Читать в полной версии →
Очередными жертвами скандала вокруг News of the World стали экс-глава News International Ребекка Брукс и шеф Скотланд-Ярда Пол Стивенсон. Первая была накануне арестована, второй ушел в отставку


Пол Стивенсон. ФОТО: AP



При сравнении отношения СМИ к делу основателя WikiLeaks Джулиана Ассанжа и к скандалу вокруг таблоида News of the World возникает ощущение некоторой шизофрении в трактовке порядочности и свободы слова. Донесения, адресованные Госдепартаменту США, можно добывать и распространять в полном соответствии со статьей 19 "Всеобщей декларации прав человека", а телефонные переговоры актеров, футболистов и членов королевской семьи защищены понятием прайвеси.

С этим утверждением вряд ли согласятся люди, определяющие политику США и Великобритании. Тем не менее, Ассанжа даже не пытаются обвинить в разглашении политических секретов, и для давления на него изобретено сомнительное дело о сексуальном насилии. В то же время подчиненных Мердока поносят на всех углах, а ему самому предстоит отчитываться за их художества перед британским парламентом. Торжество демократии налицо: черт с ними, с политическими секретами, касающимися сильных мира сего, главное – защитить частную жизнь рядовых и не очень рядовых граждан.

Публика рукоплещет, а британская The Guardian, которая полгода назад получила подряд на тиражирование содержания диппочты, клеймит News of the World за нечистоплотность и попрание норм нравственности. Казалось бы, все довольны: злоумышленники в лице папарацци выведены на чистую воду и наказаны, а Ассанж ходит героем под подпиской о невыезде. Хотя, в сущности, и Ассанж, и Мердок дали публике именно то, что она хотела: один приоткрыл тайны политической закулисы, а другой, по его собственному признанию, "удовлетворил запрос на скандалы, секс и спорт". Один прославился тем, что развязал "первую мировую кибервойну", другого уничтожают за потакание человеческим слабостям.

Можно подумать, что владельцы всех прочих СМИ сошли с ума, но это впечатление обманчиво, потому что при ближайшем рассмотрении выясняется, что, мобилизуя против Мердока политиков и общество, они добиваются совершенно определенной цели. И нельзя не признать, что делают это достаточно гуманным способом, не так, как двадцать лет назад обошлись с другим медиамагнатом – Робертом Максвеллом, который в далеком 1968 г. проиграл Мердоку битву за News of the World. По официальной версии, 5 ноября 1991 г. Максвелл вывалился за борт собственной яхты и утонул. Но Максвелл, если верить СМИ, сотрудничал с МИ-6, ЦРУ, Моссадом и КГБ и поплатился за участие в шпионских играх, а Мердок всего лишь достал всех своей экспансией на медийных рынках США, Австралии, Европы, Латинской Америки, Азии и Тихоокеанского региона.

Последней каплей стало его намерение присоединить к своей империи BSkyB, крупнейшую спутниковую телекомпанию Великобритании. Речь шла о том, чтобы добавить к уже имеющимся 39% акций оставшиеся 61%, выкупив их у сотрудников компании. Антимонопольная комиссия Евросоюза не возражала, осталось получить согласие британского правительства и регулятора в сфере телекоммуникаций Ofcom. Пока они думали, против сделки выступили издатели ведущих британских СМИ, недовольные ростом влияния Мердока на рынке британских масс-медиа. В "антимердовскую коалицию" вошли The Guardian, The Daily Telegraph, The Daily Mirror и The Daily Mail.

Спусковым крючком первой фазы скандала стало заявление Джеймса Мердока, главы News International – британского подразделения News Corp. В ноябре 2010 г. он в достаточно жесткой форме напомнил правительству Великобритании, что, затягивая сделку, оно ставит под угрозу многомиллиардные инвестиции в экономику страны, и пригрозил увести свой бизнес из Великобритании. После этого в суды посыпались иски от английских знаменитостей, обвинявших сотрудников таблоида News of the World в прослушивании их телефонов и голосовой почты. Большая часть эпизодов относилась к 2005-2006 годам.

СМИ тут же вспомнили о громком скандале 2006 г., когда делом о прослушивании членов королевской семьи занималась криминальная полиция, были арестованы журналист News of the World Клайв Гудман и частный детектив Гленн Малкер, а руководитель издания Энди Коулсон был вынужден уйти в отставку. Сегодня из-за реанимации старого скандала Коулсону снова пришлось подавать в отставку, на этот раз с должности медиасоветника британского премьера, а жаждущая крови пресса обвинила Скотланд-Ярд в необоснованном сворачивании расследования эпизодов 2006 г. – поползли слухи, что Мердок откупился и за него заступился Гордон Браун. Полиции пришлось возобновить расследование незаконной деятельности сотрудников News of the World, в издании произошли первые увольнения, затронувшие рядовых журналистов, и на пару месяцев все более-менее успокоились.

Вторая фаза скандала началась в апреле 2011 г., после того как стало известно, что Мердок практически добился разрешения на поглощение BSkyB при условии, что ее важнейший актив, телеканал Sky News, будет выделен в особую компанию, контрольный пакет которой будет не у Мердока. Поскольку Мердок известен как мастер давать, а потом нарушать антимонопольные и иные обещания, эта новость вызвала новую волну возмущения. Масла в огонь добавило сообщение о планах Мердока купить группу компаний, контролирующих коммерческие права на "Формулу-1".

Руководство News of the World дрогнуло, принялось извиняться и пообещало выплатить солидные денежные компенсации всем пострадавшим, число которых уже перевалило за два десятка. Но тут The Guardian сообщила, что "жертвами таблоида Руперта Мердока могут оказаться тысячи человек", а любимица желтой прессы актриса Сиенна Миллер и герцог Йоркский, подавшие иски еще в январе, заявили, что условия мирового соглашения их не устраивают. Наконец, в Лондоне прошел митинг, участники которого требовали запретить сделку по продаже BSkyB. Все это длилось две недели, потом наступило относительное затишье.

Третья фаза атаки началась в первых числах июля. На этот раз речь шла не о защите прайвеси известных людей, а о попрании законов нравственности в отношении рядовых граждан. Сначала в СМИ появились сообщения о том, что сотрудники News of the World прослушивали телефонные разговоры родственников погибших в лондонских терактах 2005 года. Затем последовал совершенно убойный наезд: сотрудников таблоида обвинили в том, что они взломали голосовую почту телефона 13-летней Милли Даулер, похищенной и убитой в 2002 г., и не только прослушивали сообщения, но и стирали их, чтобы освободить место в памяти телефона. Из-за этого родители девочки некоторое время пребывали в уверенности, что она все еще жива.

Именно эта история по-настоящему шокировала общественное мнение, после чего события начли разворачиваться с чудовищной быстротой. Актер Хью Грант, ранее отвергший предложение судиться с News of The World, призвал бойкотировать газету. От размещения рекламы в таблоиде отказались Coca-Cola, Ford, Vauxhall, Mitsubishi и другие компании. Канал BBC News сообщил, что еще два издания Мердока – The Sunday Times и The Sun – незаконно получали данные о семье бывшего премьера Гордона Брауна и состоянии его счетов. Замешанная в этой истории исполнительный директор News International Ребекка Брукс, ранее занимавшая пост главного редактора News of The World, а затем The Sun, подала в отставку.

Седьмого июля Мердок объявил о закрытии таблоида, но это не помогло. Скандал обрастал новыми подробностями, и в конце прошлой недели распространился за океан: ФБР начало расследование о подслушивании сотрудниками Мердока телефонов жертв трагедии 9/11. В Великобритании политики и общественные деятели публично призвали Мердока отозвать заявку на поглощение BSkyB, еще раз подчеркнув конечную цель этого представления. И Мердок сдался.

Тринадцатого июля стало известно, что он отказался от борьбы за контроль над BSkyB и дезавуировал свой отказ объясниться с британским парламентом, пообещав, что примет участие в парламентских слушаниях, чтобы "опровергнуть ложные заявления" и "восстановить репутацию своей компании". Но всерьез рассчитывать на такой поворот событий не приходится. Семнадцатого июля полиция задержала Ребекку Брукс (она пробыла под арестом 12 часов и после долгого допроса была отпущена пол залог), а общее число задержанных по обвинению в незаконном вторжении в частную жизнь граждан достигло десяти человек. Максимум, чего сможет достичь Мердок, – это защитить самого себя.

При всех очевидных пороках медиаимперии Мердока, нет никаких сомнений в том, что вся эта история является прекрасным примером грамотно проведенной информационной кампании. Достаточно проследить за хронологией событий, чтобы убедиться в отлаженной синхронизации всех мероприятий: от подачи исковых заявлений и информационных вбросов до подключения ньюсмейкеров, полиции и мировых СМИ. Как справедливо заметил британский министр по делам бизнеса и инноваций Винсент Кейбл, "все это напоминает неожиданное прозрение в момент крушения диктатуры, когда все вдруг обнаруживают, что люто ненавидят диктатора".

Теперь можно запасаться попкорном и ждать, чем все это закончится: будут ли враги Мердока добивать его или успокоятся на достигнутом, чьей еще крови они возжаждут и какие еще разоблачения припасены на случай продолжения информационной войны.

А пока самой последней громкой новостью стало известие об отставке комиссара Столичной полиции Лондона сэра Пола Стивенсона. "Я принял это решение вследствие продолжающихся слухов и обвинений в связях Столичной полиции с News International на самом высоком уровне и, в особенности, в отношении мистера Нила Уоллиса, который, как вы знаете, был арестован в рамках операции Weeting на прошлой неделе", – сказал глава Скотланд-Ярда.

Наталья СЕРОВА |
Выбор читателей