ФОТТО: ИТАР-ТАСС |
Банкиры объясняют ситуацию дефицитом белорусских рублей на межбанковском рынке, который в определенной степени связан с увеличением спроса со стороны населения. И это не удивительно – других-то денег на рынке все равно нет, а наличка всегда нужна. Да и держать заработанные копейки на счетах в условиях экономического хаоса и галопирующей инфляции неразумно. Подогревает панику и недавнее заявление белорусского Министерства экономики, сообщившего о том, что с 1 сентября государство перестанет контролировать стоимость социально значимых товаров. Население ожидает ускоренного роста цен и новой волны девальвации.
В ответ на возникший ажиотаж ряд банков ввел ограничения на выдачу наличных. Так, в банке "Москва-Минск" максимальная сумма снятия денег в банкоматах составляет 300 тысяч белорусских рублей, хотя количество совершаемых операций при этом не ограничено. На прошлой неделе два крупнейших госбанка – Беларусбанк и Белагропромбанк ввели дневные лимиты на снятие наличных белорусских рублей за пределами республики. У Беларусбанка он составляет эквивалент $200, у Белагропромбанка – от $500 до $1000 в зависимости от вида карт. Ограничение распространяется и на мультивалютные карты международных платежных систем. Аналогичные меры приняли практически все кредитные учреждения Белоруссии, а ряд малых банков вообще прекратил обслуживание рублевых карт за границей.
Национальный банк отреагировал на ситуацию заявлением о том, что он удовлетворяет возросшие потребности банков в денежной наличности в белорусских рублях. "То, что банки вводят какие-то ограничения, это вопрос к банкам, мы всегда придерживаемся позиции, что банки должны в полном объеме выполнять свои функции, в том числе и по обеспечению возможности снятия людьми денег с банкоматов по карточкам", – цитирует агентство "Белта" начальника главного управления Нацбанка по Минску и Минской области Василия Полонского.
Между тем в самом Нацбанке именно сейчас происходят кадровые перестановки. В понедельник президент республики Александр Лукашенко отправил в отставку председателя правления Петра Прокоповича. В пресс-службе главы государства, комментируя эту новость, напомнили, что Прокопович уже некоторое время не исполнял свои обязанности по состоянию здоровья – он перенес серьезную операцию на сердце. Руководство учреждением было передано его первому заместителю Юрию Алымову, а Лукашенко предупредил, что прежний руководитель в Нацбанк не вернется. Официальное объяснение – необходимость длительной реабилитации после операции. "Прокопович в Национальный банк больше не вернется, я хочу, чтобы он жил", – продемонстрировал отческую заботу о подчиненных белорусских президент. Каковы бы не были истинные причины такого шага, эксперты отмечают, что на политике регулятора он вряд ли отразится: Нацбанку не хватает самостоятельности в принятии решений.
Что же касается граждан, работники кредитных учреждений советуют им во всех возможных случаях максимально использовать безналичные платежи. В стране, где подобная опция развита далеко не так сильно, как в государствах соседней Европы, подобный совет выглядит как издевательство. Россияне без труда поймут, в какой ситуации оказались белорусы, если вспомнят кризис 1998 года. Тогда многие наши граждане также столкнулись с трудностями в обналичивании "пластиковых" зарплат, и зачастую им приходилось дежурить возле касс супермаркетов, оплачивая картой покупки других людей в обмен на живые деньги. А в ходе недавнего кризиса ряд магазинов временно отказался от безналичных расчетов с розничными покупателями по вполне понятным причинам. И вряд ли торговые точки в Белоруссии в сложных экономических условиях будут действовать иначе.