ФОТО: ИТАР-ТАСС |
Прежде всего, расширение мегаполиса скажется на состоянии рынка недвижимости. По самым скромным прогнозам, объединение столичных и подмосковных земель прибавит к годовой динамике роста цен на недвижимость примерно 15%. "Цены будут расти на 10% - 15% ежегодно", - полагает гендиректор ОАО "ОПИН" Артемий Крылов.
На формирование новых цен на недвижимость в Московской области повлияют возможность получить московскую прописку, пользоваться столичной инфраструктурой и льготами. Многие люди будут приобретать квартиры с целью дальнейшей перепродажи. Активность спекулянтов можно будет остановить только путем государственного моратория на продажу новых участков, считают эксперты.
По оценкам участников рынка, основной вектор строительства теперь перейдет за МКАД в первый пояс - от 3 до 15 км от Москвы. В результате, считают эксперты-пессимисты, стоимость коттеджей и розничных земельных участков на этой территории вырастет минимум на 50%.
"Принятие новых границ Москвы сократит разрыв между стоимостью столичной и подмосковной недвижимости до минимума. Престижность Новорижского шоссе, скорее всего, не пострадает, но цены на остальных традиционно элитных направлениях (Минское, Пятницкое, Дмитровское шоссе) будут скорректированы", - такой прогноз дала руководитель аналитического центра "ОПИН" Екатерина Лобанова.
В отношении роста цен на коммерческую недвижимость прогнозы экспертов столь же неутешительны. Масштабная жилищная застройка потребует создания новой торговой недвижимости, а вокруг "города чиновников" взлетят цены на офисные помещения, предсказывает директор отдела стратегического консалтинга Jones Lang LaSalle Юлия Никуличева.
Но есть в расширении Москвы и безусловные плюсы. Потенциал строительства объектов на новой территории площадью 105 млн кв. м позволит обеспечить жильем два миллиона москвичей и создать миллион высококвалифицированных рабочих мест. Это решит проблему скученности, на которую указывают московские власти и, вслед за ними, девелоперы.
По словам гендиректора "НДВ-недвижимость" Александра Хрусталева, Москва занимает всего 1,1 млн кв. км территорий при 11 миллионах населения, что в 25 раз меньше других крупных городов мира. Поэтому, считает эксперт, пояс Москвы нужно расширять не отдельными зонами, а десятикилометровым радиусом.
Наконец, план расширения Москвы призван благотворно сказаться на развитии транспортной инфраструктуры. Эксперты указывают, что на сегодняшний день столичные транспортные артерии занимают всего 7,8% городских территорий, что вдвое меньше абсолютного мирового минимума.
Прирастание мегаполиса новыми территориями, создание Международного финансового центра на западе столицы и выселение ряда государственных учреждений за МКАД позволит существенно снизить нагрузку в пределах города, уверены авторы и сторонники проекта. Немаловажным фактором станет и то, что правительственные ведомства разместятся на территориях, расположенных поблизости от трех действующих аэропортов - "Внуково", "Домодедово" и Министерства обороны "Остафьево" (корпоративного аэропорта "Газпрома").
Впрочем, далеко не все эксперты восторгаются идеей крупномасштабной застройки областных территорий столичной инфраструктуры. Одни недоумевают, отчего вопрос о расширении границ не поднимался на референдуме; другие сетуют на то, что проект впрямую нарушает долго обсуждавшиеся законы о генеральном плане Москвы и о границах Московской области.
Согласно уже достигнутым между Москвой и областью договоренностям, в обозримом будущем мегаполис прирастет обширным треугольником в юго-западном направлении. Эта "юбка" будет ограничена Киевским и Варшавским шоссе, а также Большим кольцом Московской железной дороги. В состав новых столичных территорий войдут такие крупные города, как Московский, Подольск, Троицк и некоторые другие. В то же время эксперты не исключают, что дело дойдет и до второго этапа расширения, когда у Москвы появятся районы-сателлиты и в других направлениях за МКАД.
На проработку вопросов о присоединении столичный мэр Сергей Собянин отвел около года. За это время специалисты спроектируют транспортные и другие коммуникации, а также подготовят планы инфраструктурного развития обретенных территорий. Реализация этого грандиозного проекта, по всеобщему убеждению, займет многие годы. По прогнозу руководителя московского стройкомплекса Марата Хуснуллина, на присоединение областных районов к Москве уйдет не менее 20 лет.