ФОТО: AP |
Среди предполагаемых целей Брейвика была и канцлер ФРГ Ангела Меркель. Ее имя в качестве потенциальной жертвы фигурировало в манифесте террориста 2083 - Европейская декларация независимости". В числе тех, кого надо уничтожить, Брейвик назвал еще 45 тысяч представителей левых, социал-демократических и либеральных партий, чиновников, известных общественных деятелей, журналистов и преподавателей.
Также стало известно, что жертвой Брейвика стал сводный брат норвежской кронпринцессы Метте-Марит полицейский Трунд Бернтсен, которого террорист застрелил на острове Утойя. По данным газеты Dagbladet, 51-летний Бернтсен работал единственным охранником в молодежном лагере и погиб одним из первых, когда попытался остановить убийцу.
Мотивы, побудившие Брейвика совершить чудовищное преступление, до сих пор до конца не ясны. Сам он заявляет, что пытался таким образом совершить революцию. Как заявил адвокат террориста, его подзащитный хотел изменить норвежское общество. По сути же дела, речь идет о зеркальном отображении исламского террориста - человека, придерживающегося абсолютно противоположной идеологии, отмечает The Times.
The Guardian, в свою очередь, считает, что, вероятнее всего, атаки на Осло и молодежный лагерь были акцией психопата-одиночки, нежели широким заговором. При этом газета призывает норвежцев задуматься о проблемах своего общества.
"Андерс Брейвик, возможно, и соорудил напыщенный 1500-страничный манифест, но, как и многие другие подобные ему типы, по сути дела он - просто страдающий нарциссизмом себялюбец, который не мог снести насмешек. Мы должны меньше думать о нем, и больше - о жертвах и их семьях", - приводит, в свою очередь, мнение мэра Лондона Бориса Джонсона The Daily Telegraph, которая призывает не искать особого смысла в действиях убийцы.
Брейвик действовал подобно Тимоти Маквею, устроившему в 1995 г. взрыв в торговом центре в Оклахома-Сити, жертвами которого стали 168 человек, отмечает американский журнал The Time. Убийца, придерживавшийся праворадикальных взглядов, ненавидел коммунистов и мусульман.
За несколько дней до атак он приводил в одном из высказываний слова Уинстона Черчилля, голландского правого популиста Герта Вилдерса и героя антинацистского Сопротивления в Норвегии Макса Мануса. Себя Брейвик считал рыцарем в войне против распространения ислама в Европе и социализма у себя на родине. По мнению экспертов, которые приводит издание, преступник думал, что организованные им теракты должны будут предупредить Европу об опасности, исходящей от арабов.
В свою очередь, The Guardian напоминает, что сегодня Брейвик предстанет перед судом. При этом, несмотря на то что подозреваемый уже сознался в организации взрыва в Осло и совершении убийств в молодежном лагере, уголовную ответственность он брать на себя, скорее всего, не намерен. Кроме того, газета со ссылкой на данные полиции сообщает, что у преступника на момент ареста еще оставалось "значительное количество" патронов, а также отмечает, что он использовал разрывные боеприпасы, которые причиняют максимальный урон.
Между тем The Times проследила путь Брейвика за последние годы и выяснила, как человек, разрисовывавший стены граффити и друживший с мигрантом-пакистанцем, превратился в убийцу-исламофоба. По сведениям газеты, его отец Йенс Брейвик, в прошлом дипломат, работал в норвежском посольстве в Лондоне и Париже, а мать была медсестрой. Его родители жили вместе совсем недолго и уже имели четырех детей от предыдущих браков. Разошлись супруги, когда Брейвику исполнился всего год. При этом и отец, и мать будущего террориста поддерживали Трудовую партию Норвегии - ту самую, против которой ополчился впоследствии их сын.
The Daily Telegraph приводит реакцию отца террориста на произошедшее. Живущий в на юго-западе Франции 70-летний Йенс Брейвик заявил, что "никогда не придет в себя от того, что произошло", и "с ужасом глядит на это зверство". "Мои соболезнования всем, кто пострадал от этих событий. Я в состоянии шока", - сказал бывший дипломат. Как пишет издание, мужчина после развода с матерью Брейвика хотел взять сына себе на воспитание и растить его во Франции, однако не смог получить разрешение суда. "Мы никогда не жили вместе, хотя и общались, когда он был маленький. Когда он был моложе, он был самым обычным парнем, политика его тогда не интересовала", - подчеркнул Йенс Брейвик. Отношения между сыном и отцом прервались, когда Андерсу Брейвику исполнилось 16 лет, и он вступил в молодежное крыло Партии прогресса, которая выступает против политики иммиграции.
## AP ©