ФОТО: ИТАР-ТАСС |
В связи с этим таксисты проводят по всей стране акции протеста. Суть претензий объяснил на состоявшейся в минувшую пятницу пресс-конференции председатель межрегионального профсоюза "Таксист" Ярослав Щербинин. Свое мнение высказали также депутат Мосгордумы Иван Новицкий и еще ряд экспертов.
В целом все сошлись во мнении, что реформа такси не принесет пассажирам ожидаемой пользы – наоборот, их станут чаще обманывать, да и официальные цены пойдут вверх. Именно таким образом таксисты будут компенсировать материальные трудности, которые неизбежно у них возникнут с связи с реформой.
"Медосмотр обойдется таксисту в 100 рублей в день; годовое разрешение на работу пока будет выдаваться бесплатно, однако, по некоторым сведениям, уже в следующем году оно будет стоить 30 тыс. рублей. Во многих субъектах таксистов обяжут перекрасить машины в один цвет, и еще целый список расходов – все это в общей сумме будет стоить таксисту до 10 тысяч в месяц", – рассказал Ярослав Щербинин.
По замыслу авторов реформы, она позволит убрать с улиц бомбил. Однако, по мнению самих таксистов, после реформы даже легальные таксисты будут вынуждены уйти в "тень". "По сути, эта реформа направлена против легального таксиста – его начнут останавливать и проверять, есть ли у него счетчик, прошел ли он медосмотр и так далее. За нарушение каждого пункта – штраф 5 тыс. рублей. Легального таксиста легко оштрафовать – его видно сразу, тем более, по новому закону он должен иметь "шашечки". Совсем другое дело – поймать бомбилу. Для этого надо проводить "контрольную закупку", записывать на видео, одним словом, проводить целую спецоперацию! Таким образом, легальный таксист оказывается в проигрыше перед нелегальным", – полагает Щербинин.
По его словам, вывести нелегалов из "тени" государство могло бы, предоставив легальным таксистам ряд преимуществ – например, льготные кредиты на покупку машины, возможность ездить по выделенным полосам и так далее. Однако по новому закону легальный таксист не получает никаких прав, а получает только дополнительные обязанности.
Депутат Иван Новицкий отметил, что появление счетчиков во всех такси не радует большинство москвичей: "Заказывая такси, вы и сегодня можете попросить машину со счетчиком. Другое дело, что немало людей к счетчикам относятся негативно – россияне привыкли обговаривать стоимость поездки с диспетчером по телефону и заказывать такси там, где им назвали более низкую цену. Конечно, во времена СССР во всех такси стояли счетчики, и никто против этого не возражал. Но тогда не было пробок".
Зато сегодня немало таксистов устанавливают счетчики не на расстояние, а на время. В этом случае ни водитель, ни пассажир не могут предположить, сколько в итоге будет стоить поездка. Более того, никакого стандартного счетчика сегодня не существует. Некоторые таксисты вместо счетчиков использует GPS, другие умудряются применять GPS, установленный телефоне. "И непонятно, как будет таксист доказывать сотруднику ГИБДД, является ли его телефон счетчиком. Установка счетчика в машине приравнивается к установке нового оборудования, из-за чего новая машина снимается с гарантии. Если же таксист задумает обмануть пассажира, такой счетчик предоставляет ему для этого массу возможностей – в среднестатистический счетчик можно забить 12 разных ценовых режимов, в которых пассажир никогда не разберется и не поймет, что и как ему насчитали", – объяснил Ярослав Щербинин.
По его словам, напуганные предстоящими облавами, бомбилы в начале сентября могут ненадолго затаиться, однако затем снова появятся на улицах. Пассажиры же, недовольные ростом цен на легальное такси, перестанут их заказывать и пойдут на дорогу "ловить" машины. Таким образом, в проигрыше окажутся все, кроме инспекторов ГИБДД – у них появится еще один источник дохода.