Странности капитана "Ласточки"

Читать в полной версии →
Испуганные пассажиры говорили капитану катера, что на него надвигается баржа, но тот ответил только: "Я ничего не могу поделать". По свидетельствам пассажиров затонувшего в Москве-реке судна, он вообще вел себя довольно странно


ФОТО: AP
ВСЕ ФОТО



Еще не утихли разговоры о затонувшей на Волге "Булгарии", как на воде произошла новая трагедия. На Москве-реке ушел на дно катер "Ласточка", на борту которого находились капитан и 15 пассажиров. Причины, по словам очевидцев, все те же - неисправность и перегруз судна.

На катере отдыхала компания молодых людей в возрасте от 23 до 30 лет. Поводом для вечеринки был день рождения гражданина Турции Вайза Небзата. "Ласточка" отошла от берега, сделала по реке несколько больших кругов, а затем пошла на сближение с проходившей мимо баржей "Ока-5". В результате большое судно подмяло под себя катер и вдавило его в дно, причем так сильно, что извлечь его из-под воды удалось лишь во второй половине дня в воскресенье.

Выжили только семь человек. Один из них смог добраться до берега самостоятельно, остальных спасли члены экипажа баржи - сразу после столкновения они бросили в воду круги и стали помогать утопающим. Девять человек, в том числе капитан катера, погибли.

По данному факту возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 263 УК РФ ("Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации водного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц"). Уже допрошены все члены экипажа "Оки-5", а также уцелевшие пассажиры катера.

Как сообщили "Коммерсанту" в следственных органах, почти все выжившие пассажиры "Ласточки" на момент аварии находились в шоковом состоянии, а многие из них к тому же - сильно навеселе, поэтому пока трудно оценить достоверность их показаний. Известно лишь, что, со слов пассажиров, капитан катера был трезв и к управлению судном никого не подпускал. Поэтому на данный момент следствие рассматривает два сценария, которые могли привести к трагедии: капитан либо неоправданно лихачил, либо допустил роковую ошибку случайно. Возможно, он попытался обогнать и обойти баржу спереди, но не рассчитал траекторию. Либо он мог повести катер рядом с "Окой" и даже остановить его, дожидаясь, пока баржа пройдет мимо, но не учел тот фактор, что более крупное судно затягивает под себя мелкое, оказавшееся слишком близко.

Эксперты в области речного судовождения уверены, что баржа в этой ситуации совершенно ни при чем. "Катер как маломерное судно по всем правилам должен был пересекать судовой ход по кратчайшей дистанции - перпендикулярно - и не создавать помех движению "больших" судов. То есть пересекать судовой ход перед двигающимся судном нельзя. Более того, при таких маневрах даже большие суда связываются по рации и согласуют свои действия. Так что капитан катера нарушил все, что только можно. А капитан баржи быстро затормозить при всем желании не смог бы", - рассказали они "Московскому комсомольцу".

Не исключено также, что капитан катера недалеко от места трагедии намеревался причалить. "Моя дочь к часу ночи выехала на это место, чтобы забрать своих друзей с катера. У них было условлено, что они пришвартуются здесь. Фактически на глазах дочери и произошла трагедия. Сюда же, чтобы встретить друзей, подъехали и другие ребята. Вот до сих пор припаркованы их машины. Кстати, ближайшее отсюда место, где разрешено пришвартоваться, - Софийская набережная. Однако судоводитель, похоже, не хотел заплывать так далеко", - рассказала "Комсомольской правде" мать подруги погибших.

Фотограф и редактор Кемал Тарба, находившийся среди пассажиров, сообщил, что капитан был "совершенно трезв". "Оценивать, как он управлял судном, не могу, я ведь не профессионал в таком деле. Я просто веселился и не обращал на это внимания", - отметил он. А также рассказал, что изначально на катере было 16 пассажиров, но одному из друзей надо было уйти раньше, и его высадили на одном из причалов.

"О причинах трагедии даже не догадываюсь. То ли катер наехал на баржу, то ли наоборот. Перевернулось наше судно моментально. Меня накрыло катером, а сверху была еще и баржа, нужно было выплыть из-под всего этого. Организм в схватке со смертью каким-то образом аккумулировал все силы. У меня даже раны на голове от того, как я рьяно пробивал дорогу вверх. Сначала на спасательном круге я доплыл до баржи. Там уже к этому времени были другие спасшиеся ребята из нашей команды. Оттуда мы все пересели на катер МЧС, который и довез нас до берега", - добавил Кемал Тарба.

Еще один выживший предположил, что к трагедии могла привести неисправность катера. Магомед Умхаев рассказал, что капитан катера не раз глушил мотор. По его словам, пассажиры и капитан видели баржу, которая впоследствии и потопила "Ласточку". "Мы обогнали ее и остановились достаточно далеко, после чего капитан заглушил мотор, включил свет и вновь начал возиться в хвосте катера", - сообщил он Lifenews.ru. Через какое-то время баржа нагнала катер. Увидев надвигающееся судно, капитан "Ласточки" начал поворачивать влево. "Ребята, которые были на носу катера, сказали, что надвигается баржа, на что капитан ответил: "Я ничего не могу поделать", - сообщил Умхаев. Свое спасение он назвал чудом: "Я не знаю, как я смог выжить. Наверху образовалось воздушное пространство, я поплыл вверх, хотя не умею плавать. Вынырнул я около баржи".

По словам источника в Минтрансе, изначально владелец катера пытался зарегистрировать его в Москве. Но неудачно. Инспекторы столичного ГИМС нашли какие-то нарушения и госномер не выдали. Однако уже через несколько недель катер был зарегистрирован в Госинспекции по маломерным судам МЧС России по Чукотскому автономного округу.

В следственных органах также сообщили, что только в этом году владелец прогулочного катера Геннадий Зингер уже трижды подвергался административному штрафу за нарушение требований техники безопасности, в частности - за превышение допустимого количества пассажиров на борту судна. Однако перегруз был и в этот раз.

"У меня точь-в-точь такой же 12-метровый стальной бот. Для него 17 человек - серьезная нагрузка. Вообще, на любом маломерном судне по закону могут находиться не более 12 человек, включая экипаж. А в документах может быть еще меньше указано. У меня вот восемь человек. Я не нарушаю это указание, хотя мог бы взять и разрешенные законом 12. Не делаю я это, потому что при большем числе людей на борту валкость (вероятность переворота) катера заметно увеличивается", - рассказал Максим Синицын, владелец аналогичного судна. Как такие оплошности мог допустить капитан с большим опытом вождения, еще предстоит выяснить.

## AP ©

Александр ЖУКОВ |
Выбор читателей