ФОТО: ИТАР-ТАСС |
Т.е. если раньше оппозиция после задержаний неизвестными в штатском могла апеллировать к милиции и жаловаться на то, что та бездействует, видя нарушения закона, то сейчас этой возможности не будет. ОМОН без стеснения сможет действовать легально. Надо сказать, что если парламент предложение правительства одобрит, это будет уже девятое изменение, которое планируется внести в Закон "О массовых мероприятиях в Республике Беларусь", принятый в 1997 году. Последний раз изменения вносились в январе 2010 г. – накануне президентских выборов.
Чего так боится белорусская власть и зачем выставляет себя посмешищем в глазах мировой общественности, не совсем понятно. Акции протеста, которые проходили каждую среду, окончательно утихли. На прошлой неделе в Минске в протестных акциях участвовало лишь около 20 человек, в регионах собирались всего по 5-10 человек. Можно сказать, участие в "Революции через социальные сети" принимала только власть, сгонявшая милицию и спецназ к местам предполагаемых протестов. Но на этот раз устраивать хапун не было смысла. Как и блокировать сайт "ВКонтакте", который превентивно на три часа в минувшую среду в Минске все же отключили.
Революционные настроения, какие были еще месяца полтора назад, практически сошли на нет. Рост цен прекратился, и хотя покупательская способность населения серьезно упала, люди смирились. Кто-то отложил до лучших времен поездку в отпуск, кто-то отправил супруга на заработки в Россию, и все в целом успокоились. Сейчас режиму Лукашенко решительно ничего не угрожает. Даже оппозиция сделала вид, будто ее нет. Оппозиционные лидеры сегодня предпочитают спорить не с властью, а друг с другом: недавно жена бывшего кандидата в президенты Андрея Санникова, отбывающего тюремный срок в одной из колоний, публично, через оппозиционный сайт "Хартия-97", непристойным словом назвала другого бывшего кандидата, Ярослава Романчука. Журналистку возмутило внимание ее коллег к тому, что известный оппозиционер и экономист женился. С ее точки зрения, этот факт нельзя освещать в независимой прессе. Вот и вся активность оппозиции.
В связи с этим решение властей запретить любой намек на политическую акцию выглядит не только непонятным, но и запоздавшим. "Маразм. Даже в Советском Союзе такого не было. Это неуклюжая попытка узаконить собственное беззаконие, – говорит о поправках сопредседатель партии "Белорусская христианская демократия" Павел Северинец. – Было бы смешно, если бы не было так грустно. Это за пределами здравого смысла и логики. Если дальше так пойдет, то нам придется получать разрешения на то, чтобы дышать, ходить, жить. Вот новые перспективы для нашей законодательной власти".
Правозащитник Олег Волчек тоже недоумевает: "Это даже невозможно комментировать с точки зрения права, поскольку очевидно, что это противоречит основным правам и свободам граждан, которые гарантируются Конституцией Беларуси, Пакту о гражданских и политических правах и другим нормативным документам, которые дают понятие, что такое массовое мероприятие. Создается у меня такое впечатление, что это решение принимает не парламент, а какой-то клуб юмористов и фельетонистов. А если кратко охарактеризовать данную поправку в закон – "палата номер шесть".
Политик Виктор Ивашкевич, сопредседатель оргкомитета по проведению 8 октября общереспубликанской акции "Народное собрание", считает, что власть сделала себе только хуже: "Если наказание за действие и бездействие, за то, что ты кричишь или молчишь, достаешь флаги или нет – одинаковое, то лучше быть грешным, чем слыть им, – считает Ивашкевич. – Если закон вступит в силу, становится бессмысленным камуфлировать свой протест, ведь от этого безопасней не станет. Придется действовать открыто, а эффективность акций еще больше будет зависеть от численности ее участников".
В общем, белорусские чиновники медленно, но верно теряют связь с реальностью. Вот еще одно доказательство. Глава Белорусской ассоциации профсоюзов Леонид Козик предложил выдвинуть Александра Лукашенко на Нобелевскую премию по экономике. "Федерация профсоюзов Белоруссии всегда поддерживала и будет поддерживать курс Александра Лукашенко на построение социально ориентированного государства. Идея построения государства с социально ориентированной экономикой, которую первым предложил президент страны, – это идея мирового значения, новое слово в теории развития общества и государства", – фонтанировал Козик. "Эксперт" считает рыночные механизмы управления экономикой , отсутствие контроля государства за экономическими процессами – "устаревшими". Действительно, тут не до здравого смысла.