Глава ФРС Бен Бернанке. ФОТО: AP |
ФРС приняла решение сохранить ключевую учетную ставку в диапазоне 0-0,25% годовых "как минимум до середины 2013 года". Однако при этом ведомство воздержалось от третьего этапа "количественного смягчения" – QE3 (выкуп ФРС казначейских обязательств).
"Комитет обсудил набор инструментов монетарной политики, доступных для стимулирования восстановления экономики в контексте поддержания ценовой стабильности. Мы продолжим оценивать экономические перспективы в свете поступающей информации, и готовы применить эти инструменты по необходимости", – отмечается в пресс-релизе ФРС.
Первоначальная реакция рынков на это решение оказалась неоднозначной. Американские фондовые индексы сначала устремились вниз, после чего быстро отыграли снижение и завершили торговый день в хорошем плюсе.
Подобное поведение фондовых индексов неудивительно, так как дать однозначную оценку решению ФРС довольно сложно. С одной стороны, оно фиксирует текущее положение вещей в части действующей ставки и нежелания Федерального резерва торопиться с QE3. С другой, в нем содержится крайне важное замечание о конкретных сроках сохранения предельно низких ставок, что может свидетельствовать о готовности финансовых властей США всеми силами стимулировать восстановление и рост экономики страны.
Многие эксперты ожидали, что наряду с этим ФРС объявит и о начале новой программы QE, в связи с чем решение FOMC вызвало у них неподдельное разочарование.
Недавнее заявление главных финансистов ЕС о выкупе итальянских долговых бумаг несколько разрядило ситуацию вокруг ожидаемого дефолта этой страны. По аналогии с этим можно было бы рассчитывать на схожий эффект и в отношении США.
Реакция американских рынков на решение ФРС может свидетельствовать как минимум о двух важных вещах. Во-первых, нынешнее кризисное проявление носило, скорее всего, не фундаментальный экономический, а психологический характер. Во-вторых, участники рынка наконец-то это поняли и перешли от панического бегства из активов к привычному зарабатыванию денег на бирже.
На этом фоне крайне важными могут стать результаты сегодняшних торгов на остальных фондовых площадках мира. Если схожие настроения воцарятся и на них и сохранятся как минимум до конца недели, можно будет считать, что на этот раз мировой экономике крупно повезло.
В связи с этим возникает вопрос: чем же на самом деле были события последних дней и стоит ли ждать продолжения?
Ответ на первую часть вопроса прост: происходившее на рынках в течение недели было кризисом доверия к властям страны, экономика которой является едва ли не синонимом мировой экономики. Насколько это опасно? Опасно. Последние события продемонстрировали, сколь хрупкой может быть стабильность, воцарившаяся после событий 2007-09 гг. Утверждать, что тот кризис завершен, было бы исключительно некорректно. Скорее мы наблюдаем продолжительную ремиссию после очередного обострения тяжелой болезни. Сама болезнь до сих пор не излечена: долги крупнейшей экономики мира продолжают расти. Более того, четкого способа лечения на сегодняшний день не существует. Предлагаемые некоторыми экспертами радикальные меры, вроде резкого сокращения потребления и снижения жизненного уровня населения, неприемлемы и напоминают лечение мигрени при помощи гильотины.
При этом в мире не теряют надежды, что со временем долгожданное лекарство будет найдено. А пока этого не произошло, больного периодически приходится накачивать финансовым обезболивающим, чтобы он не преставился от болевого шока. Очередной порцией такого обезболивающего были многомиллиардные бюджетные вливания, позволившие преодолеть "болевой приступ" 2008 года.
Являются ли таким приступом события последней недели? И да и нет. Судя по внешним проявлениям, боль действительно имела место. Сложнее с причинами этой боли. В отличие от 2007-08 гг., она не была вызвана ни обвалом рынка ипотеки и недвижимости, ни кризисом ликвидности, обрушившим крупнейшие банки. Кризис доверия к американским властям, усиленный "подарком" от S&P, больше напоминает приступ страха перед болью или болевой фантом, физически обезболивать который нет никакого смысла.
Это объясняет, почему на сей раз ФРС воздержалась от попытки в очередной раз залить рынок деньгами. Вместо обезболивающего американскому пациенту было предложено иное средство – судя по испытанному рынками облегчению, слабительное.
Похоже, на этот раз лечение оказалось адекватным симптому, хотя это вовсе не отменяет основной болезни. Даже если приступ панического страха будет купирован, никто не даст гарантии, что по прошествии времени больного не прихватит по-настоящему. А это значит, что за новой порцией обезболивающего под названием "количественное смягчение" дело не станет. И не раз. По крайней мере, до той поры, пока не будет найдено соответствующее лекарство. Если, конечно, пациент раньше не протянет ноги...