ФОТО: AP |
На время испытаний китайские власти закрыли навигацию в прибрежных водах на севере Желтого моря с 10 по 14 августа. Это не помешало скоплению в городе любопытных китайцев, которые надеялись увидеть свой первый авианосец во всей красе. Правда, к разочарованию многих, на Далянь опустился густой туман, под покровом которого корабль практически незамеченным выскользнул в море.
Как сообщил Xinhua историк Чжоу Сянлин, с сегодняшнего дня начинается новая эра в истории китайского военного флота, приоритетом которой будут "научные исследования и тренировки". А отставной военный моряк Сюй Цзянь заявил, что у Китая есть такое же право иметь свои собственные авианосцы, как и у других стран.
"Даже у таких государств, как Индия и Таиланд, есть свои авианосцы, не говоря уже про Америку и Россию. Чем мы хуже?" - задал он риторический вопрос журналистам.
Китайцы уверяют, что авианосец никому не угрожает. В частности, в Минобороны КНР официально сообщили в конце июля, что корабль будет использоваться только для научных экспериментов и тренировок. Впрочем, одновременно с этим китайские военные эксперты заявили, что Китай "окружен иностранными авианесущими кораблями" и поэтому должен иметь свои авианосцы для "обеспечения национальной безопасности и развития". По некоторым данным, в Пекине планируют в будущем построить четыре авианосца, уже на основе собственных разработок (и скопированных с "Варяга").
Пока китайская промышленность не в состоянии строить авианесущие корабли с нуля, поэтому свой первый авианосец КНР приобрела за рубежом. Его история насчитывает уже более четверти века. В 1985 г. на верфи в Николаеве (ныне Украина) был заложен тяжелый авианесущий крейсер, известный тогда как "проект 1143.6". Его разработали в Невском проектно-конструкторском бюро. Впоследствии корабль получил название "Рига", а после спуска на воду его переименовали в "Варяг".
Когда СССР распался, достроенный примерно на 70% крейсер "Варяг" достался Украине, которой он был не нужен. Корабль стоял в доке, а в 1998 г. его продали компании Chong Lot Travel Agency Ltd из Макао за $20 миллионов. В контракте специально оговаривалось, что авианосец не будет использоваться по назначению. С него сняли все вооружение, а в компании заверили, что превратят "Варяг" в плавучее казино.
Впрочем, в это поверили не все. В первую очередь, забеспокоились США, по настоянию которых Турция несколько лет не выпускала корабль из Черного моря. Когда он, наконец, прибыл в Макао, город уже успел стать частью КНР. После этого следы "Варяга" затерялись, и только в этом году китайские военные признались, что они его достраивают. Нового официального названия авианосец пока не получил. Неофициально его называют "Ши Лан".
## AP ©