ФОТО: ИТАР-ТАСС |
Вчера в Москве прошло заседание совета министров Союзного государства. По его итогам премьер Путин заявил о том, что решение ввести с 2012 г. понижающие коэффициенты для стоимости газа для Белоруссии "принципиально согласовано". По словам премьера, это решение отражает "позицию и правительства, и президента РФ", и напрямую связано с согласием Белоруссии вступить в ЕЭП с Россией и Казахстаном.
Когда белорусский премьер Михаил Мясникович поблагодарил коллегу "за такой подарок", Владимир Путин тут же уточнил, что речь идет вовсе не о подарке, поскольку решение о стоимости газа привязано не только к вступлению Белоруссии в ЕЭП, но и к намерению российской стороны заполучить акционерный контроль над "Белтрансгазом". Российский премьер отметил, что снижение стоимости российского газа для Белоруссии будет синхронизировано с приобретением "Газпромом" контрольной доли "Белтрансгаза".
Каким именно будет понижающий коэффициент для Белоруссии и от какой цены будет вестись расчет стоимости газа, Путин не уточнил. Ожидается, что предметные переговоры "Газпрома" и "Белтрансгаза" по этому вопросу будут проводиться этой осенью.
Ряд аналитиков уже высказали предположения, что заявления российских властей необходимо расценивать как элемент политического давления на Украину. Косвенным подтверждением этой гипотезы стало то, что о параметрах газового контракта с Белоруссией вчера высказался не только Владимир Путин, но и президент Дмитрий Медведев, отмечает "КоммерсантЪ".
Глава государства минувшим днем встречался в Сочи с руководителем "Газпрома" Алексеем Миллером, которого вызвали из отпуска для переговоров с министром энергетики Украины Юрием Бойко. По итогам встречи с Медведевым и разговора с Бойко Миллер отметил, что "межправсоглашение и корпоративный контракт на покупку 50% акций "Белтрансгаза" находятся в высокой степени готовности". После этого глава "Газпрома" высказался в том духе, что Украина могла бы перенять опыт белорусских коллег, тем более что "украинская сторона уже представила предложения по сотрудничеству в газотранспортной сфере".
Доводы Миллера напоминают некий жест отчаяния, считает глава Rusenergy Михаил Крутихин. Эксперт отметил, что Европа слабо заинтересована в строительстве новых трубопроводов, а Россия, исходя из этого, стремится как можно скорее договориться о контроле над украинской ГТС, через которую идет стабильный транзит российского газа в Европу. "Если этого не удастся сделать до конца года, не исключено, что мы увидим повторение газового конфликта с отключениями и всеми вытекающими вещами", - предположил Крутихин.
В отличие от Минска, Киев ответил принципиальным отказом на предложение передать Москве контроль над своей газотранспортной системой. "Белоруссия идет своим путем, Украина идет своим путем", - заявил сегодня украинский премьер-министр Николай Азаров, комментируя возможное сотрудничество с РФ в газовой сфере по белорусскому варианту.
Напомним, яблоком раздора между Россией и Украиной стали условия, на которых Кремль предлагал партнерам слияние "Газпрома" и "Нафтогаза". Объединение двух гигантов на основе их рыночной стоимости позволило бы "Газпрому" фактически поглотить "Нафтогаз", а Москве - установить контроль над ключевым экономическим активом Украины. В обмен на это Россия обещала изменить условия контракта, согласно которому Украина платит за российский газ дороже, чем страны Евросоюза. В Киеве посчитали, что предложенные Москвой условия неприемлемы.
Газовая баррикада, вновь возникшая между двумя странами, четко определилась в ходе недавних переговоров президентов России и Украины. На сочинской встрече Дмитрия Медведева и Виктора Януковича стороны обсуждали вопросы пересмотра газовых соглашений и вступления Украины в Таможенный союз, однако так и не достигли консенсуса по обоим вопросам.
В администрации президента РФ позднее заявили, что газовый контракт от 2009 г., условиями которого так недовольны в Киеве, Россию устраивает и пересматриваться не будет. Что касается возможного участия Украины в Таможенном союзе, то вариант, предложенный Киевом - формулу "три плюс один", - в Кремле восприняли без энтузиазма. Москва считает возможным участие Украины в ТС только на принципах полноценного вступления.
По мнению многих экспертов как с той, так и с другой стороны, трения и разногласия, возникшие между Москвой и Киевом в последнее время, фактически поставили добрых соседей на грань новой газовой войны.