Как и следовало ожидать, главным событием МАКС-2011 имеет все шансы стать жесткая конкурентная схватка за российского потребителя двух ведущих мировых производителей авиатехники и извечных конкурентов - Airbus и Boeing. Так, в этом году впервые в истории МАКС европейский концерн Airbus демонстрирует самый большой пассажирский самолет A-380, а Boeing - свою новую машину "Боинг 787 Дримлайнер".
Схватка за российское небо между двумя гигантами авиастроения началась с самого открытия салона. Две исполинские машины, поражающие размерами, четкостью линий и красотой форм, расположились практически рядом, у самого входа на территорию МАКС-2011.
Впрочем, при определенном эстетическом превосходстве - самолет получился удивительно красивый - "Дримлайнер" явно проигрывал машине от Airbus по ряду других параметров. В то время как чудо американской техники уныло урчало огромными роллс-ройсовскими движками на стоянке, "Аэробус" совершал демонстративные полеты. Полет этой огромной машины, а также довольно лихие развороты и прочие маневры, совершаемые ею в воздухе, оказали завораживающее воздействие на гостей и участников салона.
Это не удивительно, так как А-380 сегодня можно считать вполне состоявшейся машиной как в техническом, так и экономическом плане.
Справка: А-380 - самый большой в мире пассажирский авиалайнер. Располагая двумя пассажирскими палубами, он способен перевозить до 850 пассажиров на расстояние до 15 тыс. километров. На сегодняшний день авиакомпаниями мира эксплуатируется более 50 таких самолетов.
"Дримлайнер" пока не может похвастаться достижениями в части коммерческой эксплуатации. Над машиной еще продолжают работать специалисты. Впрочем, это не снижает интереса к ней со стороны ведущих мировых авиакомпаний. Так, например, согласно утвержденной стратегии развития, предусматривающей увеличение пассажиропотока к 2025 г., 22 "Боинга 787" намерен приобрести "Аэрофлот".
Не удивительно, что для расширения своего места на российском рынке прилагает максимум усилий и Airbus. Презентационную программу европейского авиаконцерна на МАКС-2011, без сомнения, можно было назвать грандиозной. И все же до последнего времени было не совсем понятно, зачем Airbus привез в Жуковский именно А-380. На текущий момент ниша этой, безусловно, интересной машины на российском рынке авиаперевозок не совсем понятна. Однако это ничуть не смущало представителей Airbus.
"МАКС стал очень важным авиационным событием на мировой арене, о чем свидетельствует постоянное увеличение количества участников, а также представляемых экспонатов, - говорит исполнительный вице-президент Airbus по Европе, Азии и Тихоокеанскому региону Крис Бакли. - Мы гордимся нашим сотрудничеством с салоном, и нам приятно отметить десятилетний юбилей МАКС прилетом нашего флагмана А-380".
Возможный ответ на вопрос, почему европейцы так активно рекламируют на МАКС-2011 свой А-380, удалось получить журналистам РБК daily. По словам их источника в "Аэрофлоте", авиакомпания планирует подписать с Airbus меморандум о создании совместной рабочей группы по проработке перспектив и условий поставки самолетов А-380.
"В рамках данной группы специалисты "Аэрофлота" и Airbus проанализируют возможную маршрутную сеть, на которой может эксплуатироваться данный самолет, и требования наземной инфраструктуры базового аэропорта", - утверждает источник газеты. По его словам, перевозчик рассматривает возможность приобретения пяти А-380 со сроком поставки с 2015 года. "Все самолеты должны эксплуатироваться во время чемпионата мира по футболу", - уверяет собеседник РБК daily.
Упоминание о ЧМ-2018 в какой-то степени может объяснить несколько странный интерес "Аэрофлота" к машине, приносящей прибыль лишь в условиях масштабных пассажиропотоков, причем на очень большие - трансконтинентальные - расстояния. Таковых у главного российского авиаперевозчика пока не много как в самой России, так и за ее пределами. Ассоциирование с чемпионатом мира может означать, что за предполагаемой сделкой могут лежать не только коммерческие интересы, но и некоторые аспекты государственного престижа.
Впрочем, о реализации подобной сделки на данном этапе говорить преждевременно. Серьезной проблемой может стать отсутствие технических возможностей по принятию подобных машин в базовом аэропорту "Аэрофлота" - "Шереметьево". Насколько может быть экономически оправданной дополнительная модернизация этого аэропорта ради возможности приема А-380, не известно.
Единственным центральным аэропортом России, способным принимать этот самолет, является "Домодедово". А-380 впервые в России приземлился там 16 октября 2009 года. Это была промежуточная посадка по пути на выставку в Корею. Визит самого большого самолета в мире показал, что инфраструктура "Домодедово" позволяет принимать подобные машины.
На этом фоне некоторое время назад появилась информация о том, что пополнить свой парк А-380 может "Трансаэро". Подобный шаг выглядит более логичным, так как компания, во-первых, базируется в "Домодедово" и, во-вторых, осуществляет дальние перелеты на туристических направлениях. С этой целью она эксплуатирует, в том числе, и самые большие трансконтинентальные лайнеры предыдущего поколения "Боинг 747". Чисто теоретически А-380 мог бы стать хорошей заменой этим машинам. Впрочем, никакой информации о судьбе подобного проекта "Трансаэро" пока не имеется.
Не исключено также и то, что повышенная активность Airbus на МАКС-2011 связана с недавней сделкой в Ле-Бурже, в ходе которой, по данным Коммерсанта, Boeing обещает поставить "Аэрофлоту" дальнемагистральные В-777, что способно пошатнуть позиции Airbus в узкофюзеляжном сегменте.
## Фото Ольги Соколовой ©