ФОТО: ИТАР-ТАСС |
Тем не менее, в последние недели Акаев неожиданно снова вернулся в ряды ньюсмейкеров. Неделю назад он сообщил, что его коллеги-математики, оказывается, заранее предсказали нынешние экономические проблемы в Штатах. По словам бывшего руководителя Киргизии, худшее еще впереди. "Всерьез все начнется в сентябре-октябре. Цены на нефть упадут до $50 – $60 за баррель; потом они могут "отскочить" вверх, до $80 – $90, но не сразу. Мировой ВВП, как и три года назад, упадет, но не так резко", – пообещал Акаев.
А во вчерашнем интервью "Московскому комсомольцу" экс-президент Киргизии решил обратиться к истории. В канун годовщины путча 1991 г. он рассказал, как отказался поддержать переворот и подчиниться чекистам и военным, которые пригрозили ввести войска в Бишкек: "Я понимал, что в ГКЧП вошли все силовики, и это очень серьезно. Но у меня уже тогда сложилась крепкая дружба с Ельциным. Поэтому в первый день путча мною двигали во многом чувства", – вспоминает Акаев.
По его словам, ГКЧП пытался сохранить СССР, но получилось наоборот. "Авторитет союзной власти падал не по дням, а по часам. Мы продолжали работать над договором непрерывно. Но он разваливался. К великому сожалению, пытаясь сохранить страну, гэкачэписты на самом деле ее уничтожили", – отметил Акаев, имея в виду новый Союзный договор, который республики должны были подписать в августе 1991 года.
"Но я убежден, что в будущем, в течение 10-15 лет, мы все равно вернемся к нему. Даже Европа объединилась, хотя ее ведущие страны всегда были врагами, столетиями воевали. А мы всегда были друзьями", – заключил он.
Другой бывший президент, Михаил Горбачев, тоже недавно вспоминал ГКЧП. По его словам, главное, что тогда удалось избежать большого кровопролития. "Мне звонили, предупреждали: путч, путч. Но самое главное было – не довести до крови большой. И мы избежали. Гражданская война могла бы быть", – сказал он.
Первый и единственный президент СССР затронул и современные проблемы. По его словам, власть в стране пора менять, но кто должен придти на смену нынешним руководителям, он не уточнил. Впрочем, Горбачев признался, не без оговорок, в симпатии к лидеру "Правого дела". "Прохоров мне нравится. Но он, правда, размахнулся. Он уже устал от олигархии и захотел стать премьером. Я думаю, это нескромность, нужно сделать ему замечание", – сказал он.