России приделывают крылья

Читать в полной версии →
Рост числа участников авиасалона МАКС говорит о растущем интересе к России ведущих мировых производителей авиационной и космической техники. Огорчает лишь сокращение предложения отечественных передовых образцов


Вертолет МИ-171Е. Фото Ольги Соколовой
ВСЕ ФОТО



Международный авиационно-космический салон заслуженно занимает ведущее место в ряду крупнейших мировых авиафорумов. МАКС-2011 полностью это подтвердил, собрав в подмосковном Жуковском 840 компаний из 40 стран мира, работающих в авиационной и аэрокосмической области.

Гвоздем программы салона стала демонстрация прототипа российского истребителя пятого поколения Т-50. В первый раз в воздухе машину показали 17 августа, во время визита на МАКС премьера Владимира Путина. Летал Т-50 и в последующие дни, однако, очевидно из соображений секретности, на открытой экспозиции он представлен не был.

Называть показанный на МАКСе образец полностью готовым истребителем 5-го поколения все-таки преждевременно. Пока это, скорее, современный перспективный фюзеляж без оружия, приборов и отработанных авиадвигателей. Разработка, проведение испытаний и принятие на вооружение этой машины потребует более чем серьезных средств. Так, аналогичный американский истребитель 5-го поколения F-22 обошелся американским налогоплательщикам в $300 млн за штуку. При этом российские ВВС планируют закупить около 50 новых истребителей.

В этом году на МАКСе была представлена самая современная зарубежная техника. Компания Airbus привезла на салон самый большой в мире пассажирский лайнер – A380, а корпорация Boeing – "Боинг-787" (Dreamliner).

Подписанные во время работы салона контракты и соглашения свидетельствуют о том, что российские потребители отдают предпочтение иностранной технике.

Авиакомпания "Трансаэро" и концерн Airbus подписали меморандум о приобретении 8 модернизированных самолетов A320neo с повышенной топливной эффективностью. Соглашение также предусматривает опцион на покупку российской авиакомпанией еще четырех таких лайнеров.

Лизинговая компания "Ильюшин Финанс Ко." и компания Bombardier Aerospace заключили соглашение о намерениях по приобретению трех самолетов Bombardier CS100 и семи CS300, с опционом еще на 10 самолетов и правом покупки еще десяти лайнеров CSeries.

Объемы закупок российской техники, по предварительным подсчетам, должны были составить порядка $10 миллиардов. ЗАО "Гражданские самолеты Сухого" (ГСС) и ООО "Газпром комплектация" подписали твердый контракт на поставку 10 Sukhoi Superjet 100 на сумму $323 миллиона. Поставка лайнеров запланирована на 2013-2015 годы.

"ЮТэйр" планирует взять в финансовый лизинг 24 самолета Sukhoi Superjet 100; сумма сделки составляет более $760 миллионов.

ГСС и индонезийский региональный авиаперевозчик Sky Aviation заключили договор на поставку 12 самолетов SSJ в базовой конфигурации. Сделка оценивается в $380,4 миллиона. Однако сумеет ли ГСС выполнить эти контракты, сегодня никто сказать не может. Ведь поставки самолетов "Аэрофлоту" и "Армавиа" были задержаны, да и сами лайнеры пока еще технически несовершенны и летают не так много, как это необходимо для обеспечения прибыльности авиаперевозок.

ООО "Авиакапитал-Сервис" (дочерняя лизинговая компания "Ростехнологий") и ОАО "Корпорация "Иркут" заключили твердый контракт на поставку 50 самолетов МС-21 с опционом еще на 35 лайнеров на сумму $3,8 миллиарда.

Авиакомпания "ЮТэйр" подписала контракт с "Вертолетами России" на поставку 40 средних вертолетов Ми-171. Начало поставки планируется на 2012 год.

Что касается закупок военной техники, здесь отечественных авиастроителей ждет мало радостного. Минобороны отложило на неопределенный срок покупку 24 палубных истребителей МиГ-29К/КУБ и 60 учебно-боевых самолетов Як-130, предназначенных для российских ВВС. Стоимость обоих контрактов составляла примерно $3 миллиарда. По некоторым данным, в Минобороны считают, что отечественные самолеты стоят излишне дорого. Правда, при этом военные все-таки нашли деньги на "неприлично дешевые" французские "Мистрали".

Чем еще запомнился МАКС-2011? Внимание многих зрителей привлекла оранжевая "летающая тарелка", которая рвалась в небо и непременно улетела бы, если не была привязана. На самом деле это роботизированный дирижабль с игривым названием "Анюта", созданный в Долгопрудненском конструкторском бюро автоматики. Он предназначен для проведения поисково-спасательных операций, мониторинга оперативного состояния лесного и сельского хозяйства и т.п. Дальность полета "летающей тарелки" 300 км в одну сторону при скорости 80 км/час. Дешево и сердито!

Как всегда, гостей МАКСа ждала интересная летная программа. Из представленных 241 летательного аппарата более 90 поднялось в небо. С обновленной летной программой выступили пилотажные группы "Соколы России" и "Русские Витязи" на самолетах Су-27, а также "Стрижи" на МиГ-29.

В целом можно сказать, что МАКС-2011 удался. Рост числа и активности участников салона говорит о растущем интересе к России со стороны ведущих мировых производителей авиационной и космической техники. Единственное, что несколько омрачает общее впечатление, так это сокращение предложения новинок отечественного авиапрома.

Но будем надеяться, что эта ситуация исправится. Большой ажиотаж вызвало заявление Владимира Путина о создании в Жуковском Национального центра авиастроения, в который войдут ведущие конструкторские бюро и институты, опытные заводы. Как заявил премьер, на базе центра будет сформировано инновационное ядро отечественного авиапрома, исследовательский и производственный кластер мирового уровня с необходимой образовательной, социальной и транспортной инфраструктурой.

## ФОТО Ольги Соколовой ©

Выбор читателей