ФОТО: ИТАР-ТАСС |
Граждане, которые ежедневно отдают дань этой самой "побежденной" (пусть и не до конца) коррупции, Нургалиеву решительно не поверили. Однако причины, которые толкают министра внутренних дел на столь экстравагантные заявления, можно понять: нужно как-то объяснять гражданам и подчиненным, зачем понадобилась реформа МВД стоимостью в 217 млрд рублей – с переименованием в полицию, принятием нового закона и переаттестацией личного состава. Злые языки утверждают, что значительной части личного состава последнее мероприятие обошлось довольно дорого: право занимать собственную должность пришлось "выкупать".
Точнее, даже не так: социальный запрос на перемены в МВД был очевиден задолго до того, как президент Дмитрий Медведев дал старт реформе полицейского (теперь уже) ведомства – чего стоил один майор Евсюков. Но вот доказать, что реформа принесла ожидаемые плоды, будет сложно. Люди в полиции остались все те же (сокращение четвертой части личного состава принципиально не изменило качественные характеристики этого самого состава). Функции полиции не были сокращены (если не считать управление медвытрезвителями, от которого в МВД давно мечтали избавиться), а полномочия в области применения физической силы и спецсредств против граждан даже расширились. И главное: сохраняется статус бюрократии (в том числе и силовой) как правящего класса, а также твердое убеждение ее представителей в том, что этот статус должен приносить доход.
Однако выборы не за горами. А это время, когда тема наведения порядка в правоохранительных органах становится особенно актуальной, ведь мало что так раздражает рядового избирателя, как коррупция правоохранителей. Не случайно ведь громкое дело "оборотней в погонах" стартовало как раз к парламентским выборам 2003 г., и арестовывали фигурантов этого дела прямо в присутствии журналистов. Нынче разоблачением оборотней никого не удивишь: все уже привыкли, что на место изгнанного с позором одного приходят два, и оба ужасно голодные.
Текущая реформа МВД должна завершиться к январю 2012 г., аккурат к выборам президента. Но парламентская компания в самом разгаре. И в отсутствие выдающихся результатов, которые можно было бы предъявить общественности, министру приходится лично исполнять роль образцово-показательного полицейского – благо, официальные СМИ широко транслируют этот спектакль. Главная задача полицейских – формирование нового облика стража правопорядка, восстановление доверия граждан, наставлял Нургалиев своих подчиненных в Пскове.
"Совершена ошибка, будь любезен, не тупи глаза, не надувай щеки, признай ошибку, нормально извинись перед гражданами, и это будет правильно воспринято", – инструктировал он в Костроме.
Заявляя о том, что коррупция побеждена, Нургалиев делает логичный с точки зрения чиновника пиар-ход. Намного проще бороться не с масштабным явлением, а с отдельными недочетами. Отдельные недочеты устраняются, так сказать, в рабочем порядке. Их, наконец, можно просто игнорировать – как заявление начальника оперативно-розыскной части криминальной милиции Кемеровской области Константина Тимофеева о круговой поруке и криминале в правоохранительных органах. А вот коррупции в полиции больше нет. Как не было в СССР секса.