Водилы в законе

Читать в полной версии →
Положение в сфере транспортных перевозок ненормальное, бомбил год от года развращает отсутствие госконтроля и налоговая вольница. Однако благородные цели, заявленные в новой редакции Закона о такси, на практике недостижимы


ФОТО: ИТАР-ТАСС



С 1 сентября вступают в силу новые положения Закона о такси. По мысли разработчиков, изменения призваны навести порядок на рынке таксомоторных перевозок. Основная цель – защитить легальных таксистов от так называемых "бомбил".

Согласно новым правилам, компания или частный предприниматель-таксист на территории России обязаны будут иметь официальное разрешение на перевозку пассажиров и багажа. Оно выдается при наличии у юридического лица или индивидуального предпринимателя – внимание – транспортных средств на правах собственности или на условиях лизинга. От этом ниже. Кроме того, легковое такси должно проходить техосмотр каждые полгода, иметь на кузове "шашечки", а на крыше опознавательный фонарь оранжевого цвета и быть оборудовано таксометром. Нарушение грозит штрафом в 3 тыс. рублей.

В салоне должно находиться разрешение на осуществление перевозок, предъявляемого по требованию пассажира или сотрудника ГИБДД. За отсутствие оного – штраф 5 тыс. рублей. Также установлен штраф в размере тысячи рублей за отсутствие в салоне необходимой информации о владельце и за невыдачу пассажиру кассового чека или квитанции в форме бланка строгой отчетности.

Еще одно нарушение, в отношении которого вводятся штрафные санкции: незаконная установка на автомобиль "шашечек" и опознавательного фонаря. Помимо штрафа водителю будет грозить лишение номеров до устранения нарушения.

Нововведением станет также ограничение для предпринимателей количества машин, используемых для перевозки пассажиров и багажа, но оно вступит в силу лишь через четыре года – с 1 января 2015 года. Эта мера принята якобы для разгрузки транспортного трафика. То есть, если количество поданных заявлений на выдачу разрешений превысит максимальное количество легковых такси, уполномоченные органы проведут аукцион по выдаче разрешений. За деньги.

Вот такая диспозиция. Теперь риторический вопрос: как вы думаете, сократится ли число бомбил на улицах, скажем, нашей столицы? И второй вдогонку: куда поползут цены?

Уверен, что читатели знают оба ответа лучше меня. Между тем ясно, что государство недополучает миллиарды в виде налогов от любой незаконной предпринимательской деятельности, в том числе от частного извоза. А это плохо. Более того, пассажиру гораздо приятнее ездить на такси, зная, что все законно, автомобиль не развалится по дороге и водитель – профи. Почему же тогда большинство из нас, поднимая на улице руку, ловит как правило "джихад-мобиль" и на вопрос на ломаном русском "дорогу покажешь?" спокойно в него садится, беря на себя роль навигатора? Да все элементарно: официальное такси удовольствие дорогое. Посадка – деньги, тип авто – деньги, да за километраж, за простой, куча каких-то невнятных надбавок. Не всегда, но часто. А тут сказал сумму и айда.

Но дело даже не в цене, в конце концов, в развитых западных странах частный извоз запрещен. А в том, что, несмотря ни на какие запреты, бомбил меньше не станет лишь потому, что контролировать их решительно некому. Максимум, их можно отогнать от крупных транспортных узлов, да и то – до ближайшей остановки автобуса. В советские времена частный извоз был приравнен к незаконному предпринимательству, и в иных случаях можно было схлопотать уголовную статью. Кого-то это останавливало в стране, где суровость законов компенсировалась необязательностью правоприменительной практики? С тех пор мало что изменилось. Кого сегодня испугает штраф в несколько тысяч, если речь идет о каждодневном заработке? Ну, конкуренция между "бомбилами" и "мастерами" поначалу слегка обострится. А как только волна показательной кампанейщины схлынет, мы даже не заметим изменений. Да и много вы видите свободных "официалов" на московских улицах?

Чтобы заработал закон, нарушителей надо искать, ловить, пресекать рецидив. Нам, пассажирам, должно быть выгодно брать "зеленоглазое такси". К тому же, гаишникам надо быть честными и неподкупными, а это оксюморон. И даже если представить, что мы навалились на борьбу с коррупцией в органах так, что волшебным образом ее победили, государству придется иметь дело с профсоюзами, которые в таком случае мигом появятся, и отстраивать четкую систему взаимодействия. А государство к такому повороту не готово. В странах с сильной экономикой профсоюзы транспортников мощно влияют на политику, а оно нам надо?

Получается, что заявленные цели нового закона практически недостижимы. По-настоящему бороться с бомбилами можно либо при тоталитарных режимах, либо в странах, где рынок диктует, а государство регулирует, а не наоборот. Наши цены отталкиваются от высшей мыслимой планки, а не устанавливаются в результате честной конкуренции. Официальное такси чаще всего стоит в разы дороже, чем "незаконное".

К тому же стоит учесть, что автоперевозки – это такая услуга, где возможна индивидуальная конкуренция, в отличие, скажем, от сферы общественного питания. В ресторанах качество обслуживания и кухня потому на доисторическом уровне, а цены заоблачные, что им нечего противопоставить. Какому-то частнику, даже с семьей, содержать трактир или кафе попросту нереально, это вам не Франция. А тачку, купленную по цене металлолома, кое-как завел да поехал рубить капусту. Пускай докажут еще, что я эту девушку подвез за деньги...

Тем паче что в условиях дефицита официальных такси и допотопной транспортной инфраструктуры бомбилам проще искать "лохов", реальных цен не представляющих и готовых торговаться на месте, а не платить по счетчику. Тотальное отсутствие контроля и наплевательское отношение граждан к законам, всосанное с молоком матери, приводит к еще большему развращению надзирающих органов. Коррупционная составляющая нововведений Закона о такси видна за тысячу миль.

Государству очень хочется получить как можно больше средств, ничего не вкладывая. Чего стоит одно лишь положение документа – иметь машины в собственности! Сотни тысяч водителей ездят в своих развалюхах по доверенности, это норма жизни. Работать таксистами официально они теперь не смогут. Разорятся мелкие фирмы, берущие автомобили в сублизинг. Сколько бумаг потребуется переоформить – представить страшно. В общем и целом, по самым скромным подсчетам специалистов, цены в официальном такси поднимутся на треть. У бомбил тоже появятся дополнительные расходы "на ментов".

При этом мы четко сознаем, что положение в сфере транспортных перевозок ненормальное. Бомбил год от года развращает отсутствие госконтроля и налоговая вольница. А пассажир не должен опасаться ездить на вазовском антиквариате. Так что сделало государство, чтобы "цивилизовать" рынок извоза, кроме запретительных мер и очередной лазейки для взяточников? Сколько раз нужно наступить на грабли, чтобы чиновники поняли: сначала создайте условия для цивилизованного рынка, а потом вводите ограничения для тех, кто не хочет играть по правилам. А так это выглядит как очередное шулерство. И ситуацию изменит только в худшую сторону.


Обсудить на Facebook

Игорь ИГРИЦКИЙ |
Выбор читателей