Художник В.Гинуков. Иллюстрация с сайта s-marshak.ru |
Поначалу заседание президентской комиссии по реализации приоритетных нацпроектов и демографической политики ничего сенсационного не предвещало. До определенного момента собрание, на котором отчитывался министр Фурсенко могло лишь усыпить репортерскую бдительность стандартным набором общих слов о том, что все школы у нас "должны быть на уровне". Журналисты проснулись, когда Медведев посоветовал российским бизнесменам из списка Forbes податься в учителя. "Есть идея: я позову представителей наших крупных предпринимательских кругов, в основном людей, чье состояние начинается, скажем, от миллиарда долларов, и скажу, чтобы все начали преподавать в школах", – заявил гарант.
Разинувшим было рты от подобной инициативы участникам встречи тут же пришлось их захлопнуть. "На самом деле он (жизненный успех) может быть разным, конечно, и не только воплощаться в деньгах, но это как минимум интересно", – уточнил российский президент.
Вот об этой разнице и стоит подумать.
Тут, правда, возникает вопрос – если успех не измеряется деньгами, то откуда Forbes будет черпать фигурантов и при чем тут вообще это уважаемое издание?
Вряд ли Григорий Перельман пойдет читать лекцию о том, как он отказался от своего миллиона долларов, и даже если он интересен "Форбсу", то скорей как отрицательный пример. Материальное благополучие великого ученого входит в прямое противоречие с изложенной инициативой главы государства, поскольку описывает случай такого жизненного успеха, который в нашей стране презираем и считается проявлением полного безумия. Правда, в случае с гениальным математиком о натуральном слабоумии речи быть не может, он умнее всех нас вместе взятых, ну, значит – сошел с ума, этакий Чацкий от науки.
Медведев поинтересовался у приглашенных на то же историческое заседание руководителей учебных заведений, есть ли практика привлечения представителей малого и среднего бизнеса к преподаванию в их школах. На что член Общественной палаты, директор образцового Центра образования "Царицыно" Ефим Рачевский подтвердил, что мол, да, такого рода практика существует. Тут я пас, простые родители не в курсе, у моих детей в школе ничего подобного никогда не было, но кто его знает, что творится в элитных "центрах образования".
Теперь представим картину. Приезжает долларовый миллиардер в обычную школу... Или она обязана быть в этом случае специализированной? Ну, не важно, этот несущественный вопрос можно задать инициатору инновации. В общем, приехал. Тут, понятно, бронированные мерсы, топтуны и холуи, все по струночке, как в песне. Заходит наш олигарх в бедненький, но чистенький класс, и начинает прогонять телегу, как он заколотил свой первый лимон бачей.
Тут два варианта: либо он цинично врет от первого до последнего слова, либо выдает официальную легенду, не имеющую к реальности никакого отношения. Tertium, как говорится, non datur. Правду (да и то далеко не всю) миллиардер может решиться рассказать, только если посидит в колонии лет восемь.
Осознают ли это ученики-старшеклассники? Ну, процентов 95, думаю, вполне понимают. Все равно же интересно, магию слова "миллионщик" никто не отменял. И они недавно проходили что-то такое по литературе, вроде, у Гоголя...
Ну, хорошо, чувак ведь может и не делиться секретами, как он перекачивал бюджетные деньги в офшоры, попутно отстреливая конкурентов и раздавая взятки направо и налево, а просто отвечает на вопросы. Не как достиг, а чего.
Это куда любопытнее, хотя конечным пунктом в таких случаях оказывается размер яхты, о которой у слушателей самое поверхностное представление. Учителя заискивающе улыбаются, ведь мистер-твистер пообещал, что без проблем поступится месячным бюджетом на туалетную бумагу для прислуги и пожертвует, наконец, на недостающие ноутбуки в кабинет информатики.
А для тинейджеров (не в первом же классе лекция?), которые не только прошли (по диагонали) Достоевского, но и насмотрелись новорусских сериалов, совершенно очевидно, что перед ними нераскаянный бандит, которого хоть сейчас тащи в кутузку. Даже если это и не так, с экрана им постоянно твердят: олигархи в нашей стране все поголовно преступники и воры, "поураганившие" в 90-е.
И на тебе: хозяин Кремля советует приглашать в школу именно миллиардеров! Представителей малого и среднего бизнеса – да и где ж их взять? Их мало, они пашут, их постоянно выкорчевывают и посыпают дустом.
И дело даже не в том, что "форбсовские" не такие дураки, чтобы принять подобные предложения, и тем более рассказать школьникам правду о себе. И понятно, что это все не более, чем контрпиар имиджмейкеров (хотя не исключено, что подобные оригинальные идеи родятся в головах вождей сами по себе). Кто-то умеет находить музейные экспонаты на дне морском, кто-то печется о жизненном успехе сограждан на примере своих приятелей-олигархов. Это все реалии из одной обоймы.
Беда в том, что дети рассматриваются всего лишь как мишень для будущих идеологических схем. И тут руководство подстерегает серьезная ловушка. У нас ведь не советская власть, чтобы начинать с детства мозги промывать всякими небылицами о "светлом будущем". Правду о том, как действительно достичь жизненного успеха и что это вообще за понятие такое, надо рассказывать совсем на иных примерах, не из сотни Forbes.
Согласен, мой любимый герой – математик Перельман – не совсем корректный пример, это грандиозное исключение из всех социальных правил вообще. Но людей, не меряющих свой жизненный путь количеством нулей на банковском счете, в стране с таким подходом к обучению скоро не останется. Мы стремительно превращаемся в жалкую карикатуру на Римскую империю времен упадка, какой ее рисовали в советских учебниках по истории.
А на деле единственное, что у России есть, кроме углеводородов, это ее тысячелетняя культура. Она худо-бедно выработала представление о жизненном успехе, которое зиждется на противоположных форбсовской сотне примерах.
Нет, господа хорошие, я, пожалуй, своего ребенка на такой урок не пущу, что бы там Общественная палата ни предлагала. Кому нужна такая "профориентация".