ФОТО: ИТАР-ТАСС |
Впервые судебные приставы пожаловали с обыском в кабинеты нефтяников в среду, 31 августа, а закончили изучение интересующих их документов 1 сентября. Как информирует "Русская служба BBC", мероприятия проводились в рамках исполнительного производства по иску миноритарных акционеров компании ТНК - ВР.
"В ходе осмотра судебных приставов интересовала информация, касающаяся любых аспектов стратегического партнерства ВР и "Роснефти, - пояснили журналистам в адвокатском бюро "Линия права", которое представляет интересы миноритариев. - Собранные документы опечатаны и оставлены на хранение в офисе BP".
Все то время, пока в столичном филиале британской компании шли обыски, западные инвесторы и российское бизнес-сообщество внимательно следили за происходящим. С одной стороны, в действиях приставов нет ничего удивительного: судопроизводство в отношении нефтяного гиганта инициировано на законных основаниях. С другой, ситуация, когда арест документов и компьютеров на неопределенный срок мешает нормальному рабочему процессу, однозначно вредит бизнесу.
Различные действия "компетентных органов" порой действительно мешают работе бизнесменов. И если информация об обысках в офисах крупных компаний мгновенно становятся известна, то где-нибудь на периферии защитить свои законные интересы бизнесу гораздо труднее. Например, "провинциальное" уголовное дело против компании "Евростандарт", выигравшей аукцион на поставку томографа для Минздрава Ульяновской области, освещаемое сегодняшней "Независимой газетой". Как пишет издание, следственный процесс в отношении уральских коммерсантов застопорился на многочисленных обысках, а вместе с ним застопорилась и деятельность самой компании. Сыщики то и дело приходят в офис фирмы, чтобы изъять очередную порцию документов, баз данных и оборудования, однако нарушения, в которых подозревают предпринимателей, пока не найдены.
Авторы статьи напоминают, что давление на "Евростандарт" началось сразу после того, как он выиграл прибыльный тендер. Неприятности не заставили себя ждать: с начала года офисы уральской компании обыскивают следователи, причем обыски, как отмечает НГ, скорее напоминают тотальное изъятие имущества.
Были арестованы финансовые счета компании. Заключать новые контракты, платить зарплату сотрудникам и перечислять государству налоги оказалось невозможным до тех пор, пока суд не подтвердил, что счета были арестованы незаконно. Ущерб компании исчисляется десятками миллионов, а кто будет эти потери компенсировать, решительно не понятно. Юристы бизнесменов надеются, что вернуть следственный процесс в нормальное русло поможет смена бригады сыщиков, однако гарантий этому никаких нет.
Конечно, в случае с BP такая ситуация выглядит маловероятной из-за широкой огласки, которая обеспечена любым действиям судебных органов в отношении крупной корпорации. Однако, когда речь идет о маленьких компаниях, несчастья которых не привлекают такого внимания прессы, ситуация выглядит гораздо отчетливей.